Жарыяланган 1.06.2022
Уведомление о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по гос
Уведомление
о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»
Настоящим Социальный фонд Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
- Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:
Проблема: Самая многочисленная категория плательщиков – члены крестьянско-фермерских хозяйств (38,4%), которые платят взносы по символическим фиксированным ставкам (7,7 сомов в месяц в среднем), исходя из площади и плодородности земель. Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общих поступлениях взносов составляет всего 0,7%, при этом на выплату им пенсий направляется порядка 40% бюджета Пенсионного фонда.
Таким образом, размер их пенсии состоит в основном из базовой части пенсии, а не страховой, что создает актуарную несбалансированность, необоснованные недовольства низкими размерами пенсий, требования по значительному повышению, перераспределительные моменты в пенсионной системе.
В этой связи, единство пенсионной системы для всех категорий населения вступает в противоречие с дифференцированными ставками страховых взносов работодателей в разных отраслях экономики, что приводит к актуарной несбалансированности пенсионной системы.
- Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:
Целями регулирования являются повышение справедливости пенсионной системы по отношению к различным категориям застрахованных граждан и эффективности через минимизацию перераспределительных моментов и решение проблемы актуарной несбалансированности пенсионной системы.
Способ решения.
Предлагается для КФХ владеющих земельной долей свыше 1 га обязательное страхование с тарифом 6 % от усеченной СМЗ, при этом КФХ, владеющие земельной долей до 1 га освободить их от уплаты страховых взносов, с предоставлением права на добровольную уплату страховых взносов.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):
Предлагаемый вариант регулирования для КФХ будет способствовать повышению оптимизации условий формирования пенсионных прав и увеличению поступления страховых взносов и как следствие более достойное обеспечение государственным социальным страхованием застрахованных граждан.
Оценка возможных неблагоприятных последствий:
Негативные последствия — отсутствуют
4.Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:
- до 2015 года производилась от базовых ставок земельного налога, в среднем 315 сом в год (или 26 сом в месяц).
- в период с 2015-2016 гг. уплата страховых взносов производилась по ставкам тарифов привязанных к среднемесячной заработной плате, в среднем 700-800 сом в год.
- с 2017 года с учетом установления ставок тарифов страховых взносов аналогично базовым ставкам земельного налога, вместо, установленных ставок от среднемесячной заработной платы.
Удельный вес поступлений от КФХ (0,3 млрд.сом) в общем объеме страховых взносов (38,2 млрд.сомов) в 2021 году составил 0,7%.
Уплата страховых взносов: организованный сектор – 5506 сомов ежемесячно (27,25% от ФОТ), КФХ – 48 сомов ежемесячно.
При этом производя низкие отчисления страховых взносов, указанная категория граждан пользуется тем же объемом пенсионных прав, как и остальные застрахованные лица, потребность на выплату им пенсии составляет 40% из общей потребности (общая потребность-50,6 млрд.сом), которая покрывается за счет средств Пенсионного фонда и республиканского бюджета и только 0,3 млрд.сом (0,7%) за счет взносов КФХ.
5.Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Вместе с тем, учитывая что для обеспечения достойной старости, снижения риска крайней бедности, для КФХ крайне выгодно производить уплату СФ в ПФФ, предлагается КФХ до 1 га освободить их от уплаты страховых взносов, с предоставлением права на добровольную уплату страховых взносов..
На новый тариф перейдут КФХ владеющие свыше 1 га (свыше 1 га на каждого члена КФХ), численность которых составляет 7,2% от общей численности КФХ или свыше 31 тыс.чел.
При достижении пенсионного возраста КФХ будет назначаться страховая в зависимости от уплаченных страховых взносов и базовая часть пенсии.
Предлагаемые меры будут способствовать повышению справедливости пенсионной системы по отношению к различным категориям застрахованных граждан и эффективности через минимизацию перераспределительных моментов и решению проблемы актуарной несбалансированности пенсионной системы.
6.Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Дополнительных средств республиканского бюджета на выплаты пособий не потребуется, т.к. в настоящее время пенсия члена КФХ состоит на 99% из базовой части пенсии, выплачиваемой за счет средств республиканского бюджета.
Просим ответить на следующие вопросы:
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
- существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления
1. Предложения принимаются: |
|
по электронной почте |
|
на почтовый адрес |
(г. Бишкек, Радищева 62) |
2. Срок приема предложений не позднее |
30 июня 2022 года |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на сайте Социального фонда не позднее |
30 июня 2022 года |
Дата опубликования Уведомления — 1 июня 2022 года