Цели устойчивого развития

Как известно, Кыргызской Республикой направлена заявка для включения Кыргызской Республики в перечень стран, которые будут представлять в 2020 году Национальный добровольный обзор (НДО) на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию (ПФУР) под эгидой Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) Повестки и Целей Устойчивого Развития 2030.

Добровольные национальные обзоры (ДНО) являются частью последующей деятельности и обзора в связи с осуществлением Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестки 2030). Как предусмотрено в пункте 84 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, регулярные обзоры на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию (ПФУР) должны носить добровольный характер, возглавляться государствами, проводиться как развитыми, так и развивающимися странами, и предоставлять платформу для налаживания партнерских связей, в том числе посредством участия основных групп и других соответствующих заинтересованных сторон.

ДНО направлены на содействие обмену опытом, в том числе информацией об успехах, проблемах и сделанных выводах в целях ускорения осуществления Повестки дня на период до 2030 года. Процесс проведения добровольного национального обзора не должен рассматриваться отдельно от процесса реализации Целей устойчивого развития (ЦУР). Добровольный национальный обзор это процесс, с помощью которого страны изучают и оценивают недостатки, связанные с осуществлением ЦУР и их задач. Он позволяет стране планировать более соответствующую политику, структуры и процессы, а также пересматривать свои национальные цели в области развития для обеспечения эффективности их достижения. ДНО направлены на отслеживание прогресса в осуществлении Повестки дня на период до 2030 года, в том числе ЦУР и задач, во всех странах таким образом, который учитывает их универсальный и интегрированный характер и все направления устойчивого развития. Среди руководящих принципов, применяемых при подготовке обзоров, Повестка дня предусматривает, чтобы обзоры были всеобъемлющими и основанными на данных, а также открытыми, инклюзивными, основанными на широком участии и прозрачными для всех людей, с особым акцентом на беднейшие, наиболее уязвимые и отстающие группы населения.

ПФУР проводится ежегодно в июле в течение восьми дней под эгидой Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС). Каждый четвертый год ПФУР проводится и под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН на уровне глав государств и правительств.

В части касающейся ЦУР, то Цели в области устойчивого развития (ЦУР), официально известные, как Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года — набор целей для будущего международного сотрудничества, которые заменили собой Цели развития тысячелетия в конце 2015 года. Эти цели планируется достигать с 2015 по 2030 годы. Итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач.

Концепция устойчивого развития появилась в процессе объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Подразумевается принятие мер, направленных на оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий,  на сохранение стабильности социальных и культурных систем, на обеспечение целостности биологических и физических природных систем.

Цели развития тысячелетия (ЦРТ), которые были приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 2000 году, установили 2015 год в качестве расчетного года. Так как страны, принявшие Программу ЦРТ, признали её успех, так же, как и необходимость принятия новой повестки дня после 2015 года, в 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию страны приняли решение о создании рабочей группы открытого состава для разработки комплекса целей устойчивого развития.

После более чем года переговоров Рабочая группа открытого состава представила рекомендации для определения 17 целей в области устойчивого развития. В начале августа 2015 года 193 государства — члена Организации Объединенных Наций достигли консенсуса по итоговому документу новой повестки дня «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Государства-члены решили, что Саммит ООН по принятию новой повестки дня в области устойчивого развития с 17 целями пройдет в Нью-Йорке 25-27 сентября 2015 года, и созвали пленарное заседание Генеральной Ассамблеи высокого уровня.

25 сентября 2015 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке мировые лидеры, в том числе главы государств и правительств, одобрили Повестку дня в области развития на период после 2015 года. Они пообещали избавить человечество от нищеты и «исцелить» планету.

Новые цели и задачи носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического. 25 сентября 2015 года 193 страны приняли следующие 17 глобальных целей:

1.Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах

2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек

6.Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех

7. Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

9. Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций
10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними
11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов
12. Обеспечение рациональных моделей потребления и производства
13.  Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями
14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития
15. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия
16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях
17. Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития
Предполагается, что достижение ЦУР будет осуществляться согласно следующим положениям:
● Страны будут самостоятельно разрабатывать собственные стратегии, планы и программы по устойчивому развитию. ЦУР будут играть роль ориентира, позволяя странам привести свои планы в соответствие со своими глобальными обязательствами. Реализация данных стратегий, планов и программ потребует аналогичных стратегий финансирования их осуществления.
● Достижение 17 ЦУР и решение 169 задач, предусмотренных в новой Программе, будет контролироваться и отслеживаться при помощи Набора глобальных показателей, который будет разработан Межучрежденческой и экспертной группой по показателям достижения ЦУР и согласован Статистической комиссией Организации Объединенных Наций к марту 2016 года. После этого указанные показатели будут утверждены Экономическим и Социальным Советом и Генеральной Ассамблеей. Для каждой задачи планируется разработать примерно по два показателя. Этот набор будет дополняться показателями на региональном и национальном уровнях, которые будут разработаны государствами-членами, чтобы помочь контролировать ход достижения целей и решения задач.
● В рамках политического форума высокого уровня по устойчивому развитию будет организовано ежегодное изучение достигнутых результатов и принятие последующих мер на основе доклада о ходе достижения ЦУР, который должен готовиться Генеральным секретарем.
● Как предусмотрено в Аддис-Абебской программе действий (итоговом документе Третьей Конференции по финансированию развития), будет организован контроль и обзор средств осуществления ЦУР, с тем чтобы обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов в целях содействия осуществлению новой повестки дня в области устойчивого развития.
● Механизм содействия развитию технологий должен будет обеспечивать удовлетворение потребностей развивающихся стран в технологиях и предусматривать альтернативные варианты удовлетворения этих потребностей и наращивания потенциала. Ввиду центральной роли технического сотрудничества в деле обеспечения устойчивого развития страны договорились о создании такого механизма в ходе Конференции по финансированию развития.
 
Кратко из отчета Межведомственной группы ООН в рамках миссии MAPS о ходе достижения целей устойчивого развития в Кыргызской Республике:
При принятии в 2015 году Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года государства-члены ООН признали, что экономический рост и индустриализация находятся в тесной взаимосвязи в борьбе с бедностью и улучшением здравоохранения, образования, социальной защиты, здоровой окружающей средой и устойчивостью общества к изменениям климата. Задачи устойчивого развития носят широкий и сложный характер и охватывают различные временные рамки.
За последнее десятилетие правительство Кыргызстана внедрило многочисленные реформы. Среди наиболее крупных законодательных и политических реформ: принятие новой Конституции (2010 г.), которое вызвало переход к парламентской демократии; усиление системы государственной службы; внедрение электронного правительства как важного инструмента модернизации управления государственным сектором; интеграция субсидиарности и расширение возможностей ведомств для более эффективного местного самоуправления, в том числе, более четкого распределения полномочий местных органов власти; улучшение в управлении государственными финансами; судебные реформы и, среди прочих, принятие законов о гендерном равенстве и семейном насилии.
Текущее планирование национального развития В 2017 году были начаты два важных процесса стратегического планирования, которые сформировали видение страны в области развития: Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. «Таза Коом – Жаны Доор» («Прозрачное общество – новая эпоха»), запущенная Аппаратом Президента КР, за которой следовали широкие национальные консультации. Национальная программа развития на 2018-2020 гг. «Единство. Доверие. Созидание» служит в качестве среднесрочной программы реализации стратегии до 2040 года. Кыргызстан также стал первой страной в Центральной Азии, присоединившейся к международному Партнерству «Открытое правительство» в ноябре 2017 года.
Кыргызстан принял следующие ключевые документы:
Национальная стратегия развития Кыргызской Республики 2018-2040 (принята в ноябре 2018 года); Программа Правительства Кыргызской Республики «Единство. Доверие. Созидание» 2018- 2022 (утверждена Жогорку Кенеш в апреле 2018 года);
Национальная программа цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан-2019-2023» (утверждена Советом безопасности Кыргызской Республики в декабре 2018 года).   
Национальная стратегия развития Кыргызской Республики 2018-2040 определяет четыре стратегических направления: 1. Человеческое развитие: признание важности доступа и вовлечения общества через равный доступ к услугам здравоохранения, образования, достойной работе, культуре, науке и гражданской интеграции. 2. Экономическое благосостояние, продвижение бизнеса и финансирования: признание важности развития конкурентоспособной экономики, извлечение всех возможных выгод из человеческого капитала и формальных рынков труда, улучшение инвестиционного потенциала и региональное развитие с качественной инфраструктурой. Оно также стремится развивать ключевые отрасли экономики, такие как аграрно-промышленный комплекс, легкая промышленность и устойчивый туризм. Обеспечение устойчивости окружающей среды и адаптация к изменению климата станут основой долгосрочного роста экономики. 3. Государственное управление: обеспечение сильного и стабильного государственного управления через сбалансированную систему государственной власти, справедливую судебную систему, развитие местного самоуправления, укрепление национальной и региональной безопасности, экономическую и дипломатическую интеграцию и продвижение цифровой экономики. 4. Преобразование системы развития: реформирование управления системой развития путем пересмотра всех предыдущих политических стратегий развития до Стратегии 2040 года, укрепление потенциала для координации посредством реорганизации Национального совета по устойчивому развитию, улучшения потенциала и использования технологий, а также мониторинга и оценки. Новое правительство приступило к реализации амбициозной среднесрочной повестки в области развития («Единство. Доверие. Созидание» 2018-2022 гг.), основанной на продвижении широкомасштабного экономического развития, улучшении государственного управления через более эффективные государственные услуги, развитии стратегических отраслей экономики 11 (агропромышленность, туризм, малые предприятия, энергетика, инфраструктура, горнорудное дело и водоснабжение), содействии устойчивому человеческому развитию и продвижении доступа к правосудию с использованием сквозных подходов в области гендера, окружающей среды и технологического прогресса.  
Национальная стратегия гендерного равенства до 2020 года направлена на развитие и расширение экономических прав и возможностей женщин, образование для женщин и девочек, доступ к правосудию и расширение политических прав и возможностей женщин. Кыргызское правительство – первое в Центральной Азии, принявшее Национальный план действий в 2013 году по реализации резолюции Совета безопасности ООН 1325 «Женщины, мир и безопасность», с реализацией последующих национальных планов действий при содействии ООН. Закон «О социально-правовой защите от семейного насилия» был дополнен поправками в 2016 году, также были внесены поправки в Уголовный кодекс для усиления соблюдения исполнения наказаний за «похищение невест». Правительство объявило 2018-й годом развития регионов и, в дополнение к национальному среднесрочному плану, наметило стратегию развития регионов. Через эти процессы Правительство Кыргызской Республики показало свою полную приверженность осуществлению ЦУР.
В целом, осуществление повестки ЦУР в Кыргызстане поднято на самый высокий уровень правительства в рамках Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики (НСУР), председателем которого является Президент. Ответственным за реализацию является Координационный комитет по достижению ЦУР, состоящий из представителей Парламента, государственных ведомств, отраслевых министерств, партнеров в области развития и Национального статистического комитета Кыргызской Республики (НСК). В рамках работы координационного комитета, НСК обладает полномочиями по руководству и надзору за усилиями по сбору данных и созданию доказательной базы, связанных с ЦУР.
На данный момент для развития регионов необходимо определить и обеспечить поддержку роста ключевых секторов. Для дальнейшего процветания и анализа доступных данных возникает необходимость решения ряда политических задач на основе существующего потенциала. Кратко их можно изложить следующим образом:
ЦУР 1: Необходимо больше инвестиций в сельское хозяйство, которое является стратегическим движущим фактором благосостояния сельских домохозяйств, особенно учитывая потенциальные риски для сельскохозяйственных доходов и занятости, связанные с шоковыми сценариями вследствие изменения климата, включая засуху и наводнение. Это является ключевым для принятия мер по сокращению численности людей, живущих в крайней нищете, и их переходу в группу, живущую выше черты бедности. Для стратегий по сокращению бедности критически важным является расширение охвата системами социальной защиты согласно НСР 2040 и повышение мер для всех слоев населения, в том числе минимальной нормы для охвата бедных и уязвимых групп населения. Особое внимание следует уделять мелким фермерам, в то время как нынешняя политика доверия противоречиво ориентирована на крупных фермеров. Отсутствие поддержки мелких фермеров вызывает определенные опасения в отношении равенства и справедливости для маргинализированного большинства мелких фермеров по всей стране.
ЦУР 2: Улучшение рациона питания имеет многоотраслевой характер, поэтому обеспечение доступа к основным видам медицинского обслуживания, в том числе организация работы по борьбе с детскими заболеваниями и адресные меры в области питания, обеспечение доступа к чистой воде и санитарии на уровне домохозяйств, повышение знаний и опыта в области питания, гигиены, активное обращение за медицинской помощью, кормление младенцев и маленьких детей, а также материнское питание являются особо важными. Весьма обнадеживающим станет повышение обязательства правительства по улучшению питания путем создания Комитета/Секретариата по вопросам продовольственной безопасности и питания, под руководством правительства, который необходимо будет расширять и укреплять в дальнейшем. В стране не существует долгосрочной, устойчивой стратегии мобилизации ресурсов в области питания на национальном и региональном уровне для финансирования внутристрановых политических стратегий и планов, а также устранения финансовых пробелов. Правительству и донорамтребуется устойчивый и согласованный подход по финансированию национальных планов в области питания. Необходимо наладить отчетность по адресным и конкретным мерам в области питания, с разбивкой по отраслям, а также финансовым источникам, включая внебюджетные. Согласованные меры для удвоения сельскохозяйственного дохода малых производителей продовольствия, с одновременным увеличением производительности, устойчивости и жизнестойкости систем производства продовольствия являются ключевыми для национальных целей по ликвидации недоедания и обеспечению продовольственной безопасности. Сельскохозяйственные системы и страхование должны будут бороться с вызовами путем проведения работы среди беднейших слоев населения, женщин, семейных фермерских хозяйств, скотоводов и рыбаков, обеспечивая права на землевладение и предоставляя услуги, рынки и возможности для производства добавленной стоимости и занятости на несельскохозяйственной работе в сельской местности
ЦУР 5: Гендерное равенство крайне важно для достижения всех ЦУР. Важнейшие области задач Цели 5 являются безотлагательными приоритетами в Кыргызстане. Ключевыми приоритетами являются увеличение доступа к правосудию для жертв всех форм гендерного насилия, искоренение ранних и принудительных браков, укрепление многосекторальной координации, реагирования на гендерное насилие и предоставление основных услуг для жертв насилия, так же, как и политическое участие женщин в парламенте и правительстве на всех уровнях. Государственное предоставление услуг по уходу, связанных с механизмами в области социальной защиты, в целом по стране и в частности в регионах, где миграция оставила женщин с огромным бременем по уходу и неоплачиваемого домашнего труда, является ускорителем для гендерного равенства: оно может улучшить раннее развитие детей и семейное благосостояние, способствовать раскрытию человеческого потенциала женщин и создать возможности получения достойной работы для женщин и мужчин. Обеспечение доступа к качественным услугам по планированию семьи, в том числе соответствующего доступа к контрацептивам, является ключом к расширению прав и возможностей женщин и содействует осуществлению ими своих прав. Политическое участие женщин гарантировано 30 процентной избирательной квотой на национальном уровне, но остается по-прежнему низким в местных кенешах (парламентах). Более высокая доля неоплачиваемой работы женщин является основным барьером для их участия в трудовой деятельности. Домашнее, гендерное и сексуальное насилие является вопросом, требующим неотложного решения, с учетом того, что до суда доходит меньше половины зарегистрированных случаев. Пагубные практики, такие как ранние и принудительные браки, затрагивают 12 процентов населения, несмотря на усилия правительства и гражданского общества по их искоренению.
Несмотря на то, что будущее невозможно предсказать, что было наглядно продемонстрировано глобальным экономическим и финансовым кризисом 2008 года и многими стихийными бедствиями в эпоху ЦРТ, существуют тенденции в областях, которые либо напрямую отражены в ЦУР, либо являются настолько важными, что могут повлиять на перспективы их достижения. Эти шесть «мега-тенденций» связаны с бедностью и неравенством, демографией, деградацией окружающей среды и изменением климата, потрясениями и кризисами, сотрудничеством в сфере развития и финансированием для целей развития и технологических инноваций. В контексте Кыргызстана существуют две конкретные тенденции, которым стоит уделить дополнительное внимание. Они включают демографические тренды и последствия изменения климата, влияющие на развитие. Блок 2: Демографические тенденции Сегодня Кыргызстан является относительно молодой страной, но с быстро и неуклонно стареющим населением. Ожидается, что к 2035 году доля населения в возрасте 65 лет и старше практически удвоится и достигнет 9% от общей численности населения. Нынешняя демографическая ситуация в Кыргызстане характеризуется сокращением естественного прироста населения в основном из-за снижения уровня рождаемости и частично вследствие периодического уменьшения из-за трудовой миграции. Городское население составляет 34%; в стране существует 31 город различного уровня. Около 60% городского населения проживает в двух городах: Бишкеке (столице) и Оше. Согласно оценкам, ежегодный рост населения Кыргызстана остается на уровне 1%.23 Ровно треть населения Кыргызстана составляют лица в возрасте до 15 лет, что является «демографическим дивидендом», дающим возможности для расширения рынка труда в случае, если политика в области развития сможет использовать потенциальный рост в ключевых отраслях экономики. Использование преимуществ данного сравнительно высокого демографического дивиденда, которым страна будет обладать в течение многих грядущих лет, потребует значительных инвестиций в человеческий капитал сегодня и в будущем для подготовки к стареющему обществу. Для поддержки растущего числа пожилых людей по мере их выхода из рядов трудоспособного населения потребуются более высокие темпы роста и производительности рабочей силы. Инвестиции в молодежь, в частности, в здравоохранение и образование создадут возможности для квалифицированной и здоровой рабочей силы. Здоровые люди более продуктивны, они приносят больше ресурсов и доходов в свои семьи и в результате обеспечивают более высокие уровни экономического роста в стране.
 
Вместе с тем, в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, в рамках подраздела «Социальное развитие» в том числе предусмотрено, формирование системы социальной поддержки, гарантирующей всем минимальные стандарты социальной защиты и сфокусированной на социально уязвимых слоях населения посредством обеспечения достойного труда и почетной старости. Предполагается, что каждый гражданин будет вовлечен в достойный рынок труда и иметь гарантированный государством уровень доходов в старости размером не менее половины от среднего уровня заработной платы через механизмы страхования и накопления. Человек получит возможность, как можно дольше использовать свой потенциал через систему адаптации людей старшего возраста.
Будет проведено кардинальное реформирование системы занятости и пенсионного обеспечения с ориентиром на высокий уровень жизни в трудоспособном возрасте и достойное качество жизни в старости. Усилена ответственность гражданина за свое будущее через обеспечение вариативности пенсионного страхования.
 
Политика оплаты труда предполагает ориентированность на повышение производительности труда. Базовые принципы системы оплаты труда должны быть понятны для населения и исключать фрагментарный, узковедомственный, отраслевой характер подхода к оплате труда.
Каждый гражданин должен быть охвачен пенсионным страхованием с различной вариативностью и правом выбора. Пенсионное страхование стимулирует инвестиции в будущую старость и компенсирует уровень дохода трудоспособного возраста.
В связи с чем определены следующие приоритетные задачи в политике труда и обеспечения старости:
- внедрение системы социальных контрактов с получателями государственных пособий, имеющих трудовой потенциал. Комплекс мер содействия занятости, согласованный с ОМСУ, профессиональным образованием, позволит эффективнее влиять на снижение бедности;
- фокусировка реформы пенсионной системы на обеспечении ее финансовой устойчивости в будущем, снижении нагрузки на республиканский бюджет, отказе от иерархии и привилегий к начислению пенсий;
- проведение модернизации страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирование более позднего выхода на пенсию;
- проведение модернизации досрочного (льготного) пенсионного обеспечения и повышение эффективности, надежности страхового, накопительного компонента пенсионной системы;
- внедрение механизмы вовлеченности и причастности застрахованных к управлению своими накоплениями. Система пенсионного страхования должна быть привлекательной для трудоспособного населения.
- продолжение работы по пенсионному обеспечению и медицинскому обслуживанию членов семей трудовых мигрантов.
Также определены приоритетные направления на период до 2023 года по преобразованию пенсионной системы и ее устойчивости. Так, определено, что Правительство КР к 2023 году должно разработать и провести реформу системы пенсионного обеспечения. Связать развитие пенсионной системы и оказание медико-социальной помощи, особенно пенсионерам старших возрастов в рамках систем обязательного медицинского или социального страхования.
Социальные пособия должны быть интегрированы в систему социального страхования в целях формирования единой согласованной политики социального обеспечения. Это будет достигнуто путем пересмотра механизмов ресурсного обеспечения пенсионной системы, принципов формирования размеров пенсий, а также системы администрирования.
Включить в систему пенсионного страхования категории служащих, не входящих в нее, предусмотреть повышение выслуги лет с соблюдением принципа социальной справедливости и ответственности. Государство будет способствовать развитию негосударственных пенсионных фондов.
Необходимо отметить, что политика в сфере государственного социального страхования играет важнейшую роль в реализации права граждан на пенсионное обеспечение в целях сокращения масштабов бедности и неравенства, а также в содействии увеличения человеческого капитала и повышения уровня производительности, поддержки внутреннего спроса и содействия структурным преобразованиям в национальной экономике.
На протяжении последних лет происходит постоянное реформирование в системе пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике.
Социальным фондом Кыргызской Республики, в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 1 была разработана, далее принята решением Правительства Кыргызской Республики № 670 от 24.11.2014г. Концепции развития пенсионной системы Кыргызской Республики.
В рамках данной Концепции были приняты ряд нормативных правовых актов, целью которых является повышение справедливости и эффективности пенсионной системы, в том числе, оптимизация расходов республиканского бюджета на пенсионное обеспечение, изменение политики назначения и индексации пенсии в целях усиления страхового принципа.
Также в настоящее время, Социальным фондом Кыргызской Республики, наряду с другими министерствами и ведомствами в рамках рабочей группы по социальным вопросам, включая развитие регионов ведется работа по подготовке НДО.
Приняты участия в семинарах по подготовке НДО достижения Целей Устойчивого Развития в Кыргызской Республике, организационных заседаниях рабочих групп.
Как известно, одной из глобальных целей ЦУР является цель 1 «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах».
Задачей 1.3 определено внедрение на национальном уровне надлежащих систем и мер социальной защиты для всех, включая установление минимальных уровней, и к 2030 году достижение существенного охвата бедных и уязвимых слоев населения, с подзадачей 1.3.1 Доля населения, охватываемого минимальным уровнем/системами социальной защиты, в разбивке по полу, с выделением детей, безработных, пожилых, инвалидов, беременных, новорожденных, лиц, получивших трудовое увечье, и бедных и уязвимых.
В Матрице распределения целей устойчивого развития по министерствам и ведомствам Социальный фонд Кыргызской Республики значится в качестве ответственных органов по таким национальным индикаторам как:
1.3.1.1с Доля пожилых граждан, получающих пенсии;
1.3.1.1f ЛОВЗ получающих пенсии;
1.3.1g Доля пенсионеров, получающих пенсии ниже ПМП.
          В связи с чем, проведен анализ в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения и в Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики представлена информация по сведениям за период с 2013 года по этим направлениям:
Общая оценка текущая ситуация. Введение.
Государственное пенсионное обеспечение является системой гарантированных государством видов обеспечения застрахованных лиц при утрате ими заработка или дохода вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери  кормильца и смерти за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
          Насущной проблемой в пенсионной системе Кыргызской Республики является вопрос доведения размеров пенсии до прожиточного минимума, а также решение проблемы борьбы с бедностью.
Решение данной проблемы Социальным фондом осуществляется посредством ежегодной индексации пенсии, которая проводится в соответствии со статьей 7 Закона Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании».
В рамках реформирования системы пенсионного обеспечения, в целях обеспечения дальнейшей поддержки жизненного уровня пенсионеров, усиления страховых принципов введен новый механизм индексации страховых частей пенсий, ориентированный на уровень инфляции и рост СМЗ, предусмотрена индексация накопленных взносов граждан на личных страховых счетах на уровень инфляции. В целях социальной поддержки пенсионеров ежегодно осуществляются индексации пенсий, а инвалидам I группы пенсии доводятся до прожиточного минимума пенсионера. Предусмотрено применение минимального размера заработной платы для исчисления размера СП1 с повышением в процентах в зависимости от страхового стажа (до 15 лет – 200 %, 15-20 лет – 250 %, 20 и выше - 300 %). Облегчена процедура назначения пенсии путем установления обязанности для СФКР по истребованию документов у работодателей, предоставления за 6 месяцев вперед документов для назначения пенсии, введен электронный личный кабинет застрахованного лица.
Определены правила инвестирования средств пенсионных накоплений, внедрен механизм размещения пенсионных накоплений в ГЦБ и в депозиты комбанков. Установлено право выбирать только один НПФ, УК не чаще одного раза в год и не позднее 31 декабря текущего года. Проведены конкурсы по отбору УК для заключения договора доверительного управления. Обеспечена доходность, соответствующая средним показателям финансового рынка.
По состоянию на 01.01. 2019 года численность пенсионеров составила -651,1 тыс. чел. Расходы Социального фонда составили 50309,6 млн. сомов в 2018 году, что больше в 1,5 раз, по сравнению с 2013г., когда расходы составили 34022,5 млн. сомов. Увеличение расходов связано с ежегодными повышениями пенсий и тенденцией увеличения количества пенсионеров, что значительно увеличило финансовые обязательства пенсионной системы. Так, количество пенсионеров выросло по сравнению с 2013г. на 112% (2018г. – 651,1 тыс. чел, 2013г. – 580,8 тыс. чел.).
Средний размер пенсии на 01.01.2019г. составил 5604 сомов, тогда как в 2013 году он составлял 4432 сомов, то есть средний размер пенсии вырос почти в 1,3 раза.
Улучшились и показатели по количеству пенсионеров, получающих пенсии выше уровня ПМП, так если в 2013 году 42 % пенсионеров получали пенсию выше уровня ПМП, то сегодня доля таких пенсионеров выросла до 62%, т.е. рост составил почти в 1,5 раза. Средний размер пенсии по отношению к показателю ПМП также изменился с 108,2 % в 2013 году до 130,8 % в 2018 году, или рост в 1,2 раза.
Данные показатели удалось выполнить за счет улучшения сбора страховых взносов. Сбор страховых взносов в 2013г. составил 20449,1 млн. сомов, а 2018г. – 30642,1 млн. сомов, то есть рост составил 1,5 раза, что позволило обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системы. 
И все это было достигнуто в непростых условиях последних лет, невысокого роста, а временами даже спада в экономике страны.
В целях стимулирования ведения предпринимательства в Кыргызской Республике и легализации реального размера фонда заработной платы государством поддерживалась политика снижения тарифов страховых взносов по государственному социальному страхованию, взимаемых с работодателя.
Так, начиная с 1999 года по 2010 годы, тарифы снижены с 39 % до 27,25 %, т.е. почти на 12 %, из них для работодателя тарифы снижены на 15,75 % (с 33 % до 17,25 %). Льготные ставки установлены для ИП занятых в швейном производстве, Парка высоких технологий, членов крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) без образования юридического лица, членов сельскохозяйственных кооперативов (СХК).
В ходе реформирования системы государственного социального страхования, начиная с 2010 года, введен накопительный элемент, когда часть нагрузки в размере 2 % от работодателя (с 19,25 % до 17,25 %) перенесена на застрахованное лицо (с 8 % до 10 %).
Несмотря на достигнутые результаты, остаются ряд нерешенных проблем и существуют риски снижения коэфициента замещения, связанного с невысоким уровнем оплаты труда отдельных категорий работников, наличием неформальных трудовых отношений и теневого сектора экономики. Также существуют риски усиления актуарной несбалансированности доходных источников и обязательств пенсионной системы и др.
В сложившейся ситуации крайне сложно обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения и выполнение Конституционной нормы, в части обеспечения уровня пенсий не ниже размера прожиточного минимума пенсионера (ПМП), не будет достигнута адекватность получаемых размеров пенсий сумме перечисленных страховых взносов, и в будущем, обострится проблема низких пенсий в масштабах Кыргызской Республики.
В связи с чем, в рамках Программы развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, доверие, созидание» (постановление ЖККР № 2377-VI от 20.04.2018г) (далее – ЕДС) будет предпринят ряд мер по совершенствованию тарифной политики с целью достижения ее адекватности по отношению к различным слоям экономически активного населения для обеспечения  достойного уровня пенсии.
Методология и процесс подготовки обзора.
При дальнейшем реформировании системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения ведущим ориентиром станут цели, предусмотренные Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной указом Президента Кыргызской Республики № 221 от 31.10.2018г.
Дальнейшие шаги по реформированию системы будут направлены на то, чтобы обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы в настоящем и достойную пенсию для наших граждан в будущем, с учетом социально-экономических и демографических предпосылок в республике.
В связи с чем, в реализацию п.6.4.8. Программы развития КР «Единство. Доверие. Созидание», Социальным фондом 28.09.2018 г был проведен круглый стол на тему «Тарифная политика в системе государственного социального страхования», на котором были подняты вопросы пересмотра ставок тарифов страховых взносов для ИП и крестьянских фермерских хозяйств, а также для малого и среднего бизнеса.
По итогам круглого стола, Решением Комитета Жогорку Кенеша КР по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению от 10.12.2018 г. создана межведомственная рабочая группа по выработке согласованного подхода к решению вопросов тарифной политики государственного социального страхования. В состав рабочей группы вошли представители государственных органов, Администрации Президента КР, Аппарата Правительства КР, Жогорку Кенеша КР, заинтересованные министерства и ведомства, а также представители бизнес ассоциаций и гражданского общества.
В рамках межведомственной рабочей группы проводится анализ возможности пересмотра льгот по ставкам тарифов страховых взносов для предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и крестьянских фермерских хозяйств, для малого и среднего бизнеса в целях введения соизмеримого тарифа страховых взносов.
Проведены выездные обсуждения с населением предложений, выработанных в рамках вышеуказанной межведомственной рабочей группы в Чуйской, Нарынской, Таласской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Ошской областях и г.Ош.
Нормативная правовая база и создание благоприятной среды.
Как уже выше отмечалось, политика в сфере государственного социального страхования играет важнейшую роль в реализации права граждан на пенсионное обеспечение в целях сокращения масштабов бедности и неравенства, а также в содействии увеличения человеческого капитала и повышения уровня производительности, поддержки внутреннего спроса и содействия структурным преобразованиям в национальной экономике.
На протяжении последних лет происходит постоянное реформирование в системе пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике.
Социальным фондом Кыргызской Республики, в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 1 была разработана, далее принята решением Правительства Кыргызской Республики № 670 от 24.11.2014г. Концепции развития пенсионной системы Кыргызской Республики.
В рамках данной Концепции были приняты ряд нормативных правовых актов, целью которых является повышение справедливости и эффективности пенсионной системы, в том числе, оптимизация расходов республиканского бюджета на пенсионное обеспечение, изменение политики назначения и индексации пенсии в целях усиления страхового принципа.
Однако, в настоящее время в структуре экономики Кыргызской Республики преобладают доли сельского хозяйства, неформального сектора, имеет место внешняя трудовая миграция, что оказывает влияние на полноценное функционирование пенсионной системы, в связи с чем в действующей пенсионной системе имеется ряд проблем.
- усиление актуарной несбалансированности доходных источников и обязательств пенсионной системы. То есть, хозсубъекты и бюджетные организации, составляющие 60% плательщиков страховых взносов и обеспечивающие около 96% платежей, платят в размере 25% от фонда оплаты труда, в то время как, КФХ и ИП пользуются льготными ставками тарифов страховых взносов, вследствие чего, поступления от них в общем объеме составляют около 4 %, а на выплату их пенсий уходит более 30% средств СФ. (ОРП раб-в орг.сектора = 50% БЧП + 50%СЧП; ОРП КФХ = 99% БЧП+1% СЧП);
- снижение коэффициента замещения (соотношение среднего размера пенсии с размером средней заработной платы), который составил 34,5% в 2018г., что не соответствует нормам Конвенции МОТ (№ 102) (должно быть 40 % при стаже порядка 35 лет). В отдельные периоды данный показатель в КР достигал 40,4 % в 2011г. и 39,1% в 2012-2013гг. 38 % пенсионеров получают пенсии равной или ниже ПМП.
В соответствии с рекомендациями МОТ на одного пенсионера должно приходиться не менее 3 плательщиков. В настоящее время число граждан, работающих и уплачивающих страховые взносы, с учетом оттока рабочей силы в другие страны, немногим больше числа пенсионеров. Так в 2018 г. численность плательщиков по данным Соцфонда составила 1351,5 тыс. чел. из них численность организованного сектора составляет 607,5 тыс. чел. При этом количество пенсионеров 651,1 тыс.чел. Учитывая, что фермеры и самозанятые лица не вносят необходимого вклада в общий объем страховых взносов, реальное соотношение составляет 1 плательщик на одного пенсионера.
Предпосылками возникающих проблем является:
- сокращение числа реально уплачивающих страховые взносы к численности пенсионеров, с 1,3 в 2010 году до 1 в 2018 году;
 - сохранение льготных условий выхода на пенсию;
- недостаточность страхового принципа назначения пенсии (тесная увязка взносов с будущей пенсией. То есть взносы застрахованного лица в пенсионную систему позволяют ему приобрести пенсионные права, что позволит реализовать функцию компенсации утраченного дохода, т.е. гарантировать размер пенсий на уровне, сопоставимом с размером заработной платы);
 - не сбалансированность тарифов страховых взносов сельских товаропроизводителей по отношению к обязательствам пенсионной системы (поступление страховых взносов от КФХ – 1,4% от общего объема, потребность на выплату пенсий – 30 % от общего объема выплат). Такая же ситуация сложилась и с индивидуальными предпринимателями (ИП);
- высокий уровень трудовой миграции трудоспособного населения (по разным оценкам, свыше 10% от общей численности населения работают и проживают в других странах, следовательно, их доходы не регистрируются, они не производят взносы в систему государственного социального страхования, соответственно, не будут иметь возможности получать пенсию в будущем).
В связи с чем, в целях совершенствования системы пенсионного обеспечения Социальным фоном в рамках программы развития Кыргызской Республики на 2018-2022 годы «Единство, доверие, созидание» продолжается работа по дальнейшему реформированию системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения.
Средства реализации. Последующие шаги.
Вышеуказанной программой в том числе, предполагается разработка и реализация шагов, ставящих целью разумное и оправданное снижение бремени социальных выплат, на основе анализа данных и фокусировке на рост общего объема отчислений в результате изменений.
Вместе с тем, необходимо отметить, снижение ставки тарифов страховых взносов только на 1 % приведет к потере бюджета Социального фонда Кыргызской Республики на 1,2 млрд. сомов. Таким образом, данный вопрос должен быть тщательно проработан с точки зрения нахождения источников покрытия выпадающих доходов.
В связи с чем, в настоящее время Социальным фондом Кыргызской Республики производятся расчеты по реализации вышеуказанных мер, по итогам которых будут представлены конкретные предложения и необходимые материалы по данным вопросам.
Результатами предлагаемых реформ будут: обеспечение достойного уровня пенсий, справедливость пенсионных выплат в зависимости от продолжительности финансового участия граждан в пенсионной системе, оптимизация доли социальных трансфертов из республиканского бюджета, адекватность получаемых размеров пенсий сумме перечисленных страховых взносов.
 
Вместе с тем, цели и задачи носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех компонентов устойчивого развития.
В связи с чем, необходимо отметить, что на проблемы системы пенсионного обеспечения большое влияние оказывают и гендерные вопросы, которые также присутствуют в целях развития тысячелетия.
Так, по данным Нацстаткома в ходе интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы, в 2015г. Было выявлено, что численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше насчитывала 2544,3 тыс. человек, из них 2352,1 тыс. занятых и 192,2 тыс. безработных. В экономически активном населении доля женщин составила 41 процент, или 1043,3 тыс. человек.
Уровень экономической активности (отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения данной возрастной группы) населения в возрасте 15 лет и старше составил 62 процента.
Более активны на рынке труда мужчины, что наглядно подтверждается результатами обследования рабочей силы. Так, уровень экономической активности мужчин равен 75 процентам, а женщин - 50 процентам. Во всех возрастных группах уровень занятости мужчин выше, чем уровень занятости женщин, но наиболее значительный разрыв наблюдается в возрастных группах 25-34 года. В этом возрасте женщины чаще всего оставляют работу в связи с рождением ребенка.
Но уже в возрастной группе 40-49 лет отмечается сближение уровня занятости мужчин и женщин. Женщины этого возраста, как правило, имеют уже подросших детей и возвращаются к трудовой деятельности. Распределение женской и мужской занятости по видам экономической деятельности имеет существенные отличия, обусловленные их разными возможностями и сложившимися традициями. Доля женщин среди занятого населения наиболее высока в секторе услуг и, особенно, в таких видах деятельности, как здравоохранение и социальное обслуживание населения (84 процента), образование (79 процентов), а также в сфере гостиниц и ресторанов (59 процентов).
В 2015г. средняя заработная плата мужчин в 1,3 раза превышала среднюю заработную плату женщин, составляя при этом 14743 сома против 11125 сомов. Средняя заработная плата мужчин выше заработной платы женщин. В 2015г. уровень заработной платы женщин по отношению к заработной плате мужчин составлял немногим более 75 процентов.
В целом же, разница в уровнях заработной платы женщин и мужчин объясняется структурой отраслевой занятости в гендерном разрезе. Так, в общем числе работников, занятых в учреждениях образования, женщины составили более 78 процентов, здравоохранения – более 83 процентов, в сфере операций с недвижимостью – более 93 процентов, где заработная плата невелика.
Также целевой показатель, рекомендованный Экономическим и Социальным советом ООН – представительство не менее 30 процентов женщин в законодательном органе страны, остается недостигнутым.
Численность постоянного населения Кыргызской Республики, по оценке на 1 января 2018 года, составила 6 млн 257 тыс. человек, в числе которых 3 млн. 155 тыс. - женщины и 3 млн. 102 тыс. - мужчины. Распределение населения по полу в республике неоднородно. В городских поселениях доля женщин превысила долю мужчин и составила 52,5 процента, а в сельской, где рождаемость выше, напротив, в незначительной степени преобладают мужчины - 50,6 процента.
На начало 2018 года в данной возрастной группе основную часть жителей составили женщины (330,4 тыс. женщин и 141,7 тыс. мужчин), так как продолжительность их жизни выше, чем мужчин. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает на пять лет раньше. Так, доля лиц старше трудоспособного возраста среди женского населения населения на начало 2018 года составила 10,5 процента, среди мужского - 4,6 процента.
В 2017 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила у девочек 75,4 года, у мальчиков - 67,2 года. Таким образом, попрежнему наблюдается гендерный разрыв в показателе средней продолжительности жизни - 8 лет. Разрыв в продолжительности жизни связан различиями в уровне смертности полов: смертность мужчин в 1,5-1,6 раза выше смертности женщин. Вероятность дожить до пенсионного возраста у женщин составляет 90 процентов, у мужчин - более 70 процентов. Современные 60-ти летние женщины имеют вероятность прожить еще около 20 лет, мужчины - около 15 лет.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации (ч. 4 ст. 16 Конституции КР).
При этом учитывая что, женщины выполняют те же функции, что и мужчины, но имеют дополнительную репродуктивную роль, государство предусмотрело дополнительные меры поддержки женщин в виде более раннего (на 5 лет раньше) чем у мужчин возраста выхода на пенсию (58[1] лет) при стаже 20 лет, что на 5 лет меньше, чем у мужчин, а живущим в условиях высокогорья и отдаленности, как уже выше указывалось, предусмотрены еще более ранние (льготные) возраста выхода на пенсию.
Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют, что в среднем почти во всем мире женщины живут дольше мужчин. В Кыргызской Республике средняя продолжительность жизни на пенсии у женщин составляет 21,4 лет, тогда как у мужчин этот показатель равен 13,3 лет (разрыв – более 8 лет). Игнорировать факт такого большого разрыва в продолжительности жизни у мужчин и женщин в существующих экономических условиях не совсем правильно, так как для пенсионной системы это достаточно ощутимая нагрузка.
Так, общая численность пенсионеров на 1 января 2019 г. составляет 651,2 тыс.человек. Средний размер пенсии - 5604 сомов (после индексации на 01.10.2019г. – 5820 сомов). Из них, женщины – 438,2 тыс.чел. (67,3%), мужчины – 213,0 тыс. (32,7%).
Средний размер пенсий у женщин на 1% ниже среднего по республике и составляет 5579 сомов, а при новых назначениях - на 20% ниже и составляет 2587 сом, что объясняется тем, что женщины в среднем работают на ниже оплачиваемых профессиях в течение меньшего количества лет.
Так по данным Нацстаткома доля женщин среди занятого населения наиболее высока в секторе услуг и, особенно, в таких видах деятельности, как операции с недвижимым имуществом (93 процента), здравоохранении и социальном обслуживании населения (84 процента), образовании (79 процентов), гостиницы и рестораны (59 процентов), обрабатывающей промышленности (более 45 процентов).
Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин, в целом по республике, по данным единовременного обследования предприятий и учреждений, проведенного в ноябре 2016г., составила 75,3 процента. Разница в уровнях заработной платы женщин и мужчин объясняется структурой отраслевой занятости в гендерном разрезе. Так, в общем числе работников, занятых в учреждениях образования и здравоохранения, преобладают женщины, где заработная плата невелика.
Поэтому многие женщины, достигая пенсионного возраста, продолжают работать. Так, статистика показывает, что доля женщин, занятых в экономике растет, особенно в возрасте от 50 до 70 лет. 
Вместе с тем, право на пенсию по возрасту имеют мужчины, достигшие возраста 63 лет, женщины - 58 лет[2].
Расчетный страховой стаж для назначения полной пенсии по возрасту на общих основаниях составляет: для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет.[3]
Увеличение продолжительности жизни населения требует создания позитивного имиджа пожилых работников, продление активного долголетия и сохранения удовлетворительного жизненного потенциала пожилых людей.  
Так как, субъективно воспринимаемый «непозитивный» имидж пожилых работников может обуславливать причины прекращения работы лиц пенсионного возраста.
Кроме того, основной момент заключается в том что, жители высокогорных и отдаленных труднодоступных зон заняты в основном в сельском хозяйстве, и так как отчисления у них мизерные, то на выходе на пенсию средний их размер пенсии при новых назначениях составляет 3542 сомов, что в 1,6 раза меньше СРП по республике.
Таким образом, в необходимы преобразования в пенсионной системе с учетом вышеуказанных данных в целях продления экономической активности женщин и обеспечения более достойной пенсии в будущем, так как пенсионное обеспечение в нашей республики основано на страховом принципе и размер пенсии напрямую зависит от вклада каждого застрахованного лица в Пенсионный фонд. Чем больше сумма страховых взносов, накопленных на личном страховом счете, тем больше размер пенсии.
В связи с чем, в целях решения вышеуказанных проблем и достижения справедливости пенсионных выплат, зависящей от продолжительности финансового участия человека в пенсионной системе проводятся анализ и расчеты по таким мерам, в том числе по предложениям, выработанным вышеуказанной межведомственной рабочей группой, как:
  1. Пересмотр тарифов страховых взносов для КФХ и ИП;
  2. Поэтапное введение минимального страхового стажа;
  3. Пересмотр возможности раннего выхода на пенсию;
  4. Изменение политики назначения пенсий по инвалидности II и III группы;
  5. Оптимизация выплат за счет средств республиканского бюджета;
  6. Совершенствование механизмов выплаты из ГНПФ.
 

[1] Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин в странах СНГ:
В Азербайджане к 01.07.2027г. - 65 лет для обоих полов.
В Грузии – 65-60 лет соответственно.
В Казахстане к 01.01.2027г. 63 года для обоих полов.
В Латвии с 01.01.2025г. 65 лет для обоих полов.
В Молдавии к 01.07.2028г. 63 года для обоих полов.
В Армении 63 года для обоих полов.
 
[2] Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1963 г. возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой, 75 лет и старше – старые люди, возраст 90 лет и старше – долгожители. ВОЗ в 1982 г. выбрала возраст 65 лет как индикатор пожилого возраста, возраст старше трудоспособного, согласно классификации ООН - это свыше 65 лет.
В Кыргызстане, согласно Закона Кыргызской Республики «О пожилых гражданах Кыргызской Республики», пожилыми людьми считаются женщины, достигшие 58 лет, мужчины – 63 года.
 
[3] В нашей республике страховой стаж для назначения пенсии является расчетным. Он влияет только на исчисление полной базовой части пенсии. При этом, лицам, не имеющим необходимого для назначения пенсии по возрасту страхового стажа, БЧП исчисляется пропорционально имеющемуся стажу.
 
Минимальный (страховой) стаж в странах СНГ, не имея которого застрахованные лица не имеют права на пенсию:
В Беларуси начиная с 01.01.2017г. до 01.01.2025г. поэтапно повышается с 16 до 20 лет для мужчин и женщин.
В Казахстане 25 и 20 лет соответственно.
В Латвии с 01.01.2025г. 25 лет для обоих полов.
В России с 01.01.2017г. до 01.01.2024г. – с 8 до 15 лет.
В Армении – не менее 10 лет.