История Социального фонда КР

           Постановлением Совета министров Киргизской ССР от 18.12.90 года №364 «Вопросы Киргизского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР» в целях дальнейшего улучшения условий жизни советских людей, более полного осуществления во всех сферах общественных отношений принципа социальной справедливости Советом министров Киргизской ССР и Советом федерации профсоюзов Кыргызстана было принято решение об образовании Киргизского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР, как органа государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Киргизской ССР. При этом было определено, что Киргизское республиканское отделение Пенсионного фонда СССР является самостоятельной финансово-банковской системой и денежные средства Киргизского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР в состав бюджета республики не входят.

           Далее, Указом Президента Республики Кыргызстан от 6 июля 1992 года №УП-217 «О Пенсионном фонде Республики Кыргызстан» Кыргызское отделение Пенсионного фонда СССР было преобразовано в Пенсионный фонд Республики Кыргызстан при Правительстве Республики Кыргызстан. Пенсионный фонд Республики Кыргызстан сразу же был определен как самостоятельная финансово-кредитная система, осуществляющая государственное управление финансами пенсионного обеспечения и проводящая свою деятельность на всей территории Республики Кыргызстан. Денежные средства Пенсионного фонда не входили в состав государственного и других бюджетов, изъятию и обложению налогами и сборами не подлежали, но Пенсионный фонд был подотчетен Правительству Республики Кыргызстан.

       В дальнейшем, в целях совершенствования системы финансирования расходов на социальное страхование, обеспечения контроля за правильным и эффективным использованием средств на эти цели Правительство КР своим постановлением от 3 ноября 1993 года № 535 «О создании Социального фонда Кыргызской Республики» с 1 ноября 1993 года образовало Социальный фонд Кыргызской Республики на базе Пенсионного фонда, Фонда социального страхования Совета федерации профсоюзов Кыргызстана и Государственного фонда содействия занятости Министерства труда и социальной защиты Кыргызской Республики. Данным постановлением также установливалось, что Социальный фонд является самостоятельной финансово-кредитной структурой, входящей в государственную систему социальной защиты населения Кыргызской Республики наравне с другими центральными органами государственного управления. Денежные средства Фонда не входят в состав государственного бюджета и формируются за счет обязательных взносов работодателей всех форм собственности, лиц, занимающихся предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельностью, граждан, средств государственного бюджета Кыргызской Республики и других поступлений.

       В 1998 году Указом Президента КР от 24 января 1998 года УП № 24 «О Социальном фонде Кыргызской Республики» Социальный фонд при Правительстве КР преобразован в Социальный фонд КР и приравнен по статусу к министерству.

    2 августа 2004 года принят Закон КР "О Социальном фонде Кыргызской Республики", где указано, что Социальный фонд является исполнительным органом системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в КР, действующим на принципах самоуправления.

Таким образом, с 1991 года в республике создана и успешно функционирует единая самоуправляемая система государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, исполнительным органом которой является Социальный фонд, осуществляющий функции разработки и реализации согласованной государственной политики пенсионного обеспечения и социального страхования, сбора и аккумуляции страховых взносов, назначения и выплаты пенсий и пособий, финансирования Фондов обязательного медицинского страхования и оздоровления трудящихся.

     В 1996 году Социальным фондом КР одним из первых на территории СНГ был внедрен персонифицированный учет страховых взносов, что позволило отойти от привычной «советской» системы пенсионного обеспечения по «котловому методу», когда пенсии являлись по существу социальным пособием фиксированного размера, и обозначить первые стратегические планы по введению накопительной части в пенсионную систему Кыргызстана.

      С момента образования Киргизского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР и создания Социального фонда Кыргызской Республики бюджет государственного социального страхования не получил поддержку из средств Пенсионного фонда СССР, то есть вновь образованным вышеуказанным учреждениям были переданы обязательства по пенсионному обеспечению бывших граждан СССР без финансового обеспечения. Реформирование советской пенсионной системы на постсоветском пространстве, в том числе и в нашей республике, осуществлялось при поддержке международных доноров и организаций, в частности Всемирным банком. Однако данная поддержка носила характер технической, консультационной помощи. К примеру, по программе TASIC «Реформа социального страхования» для Социального фонда была оказана поддержка в виде подготовки кадров, обеспечения компонентами компьютеризации, информационного обеспечения, в рамках кредита GSAC/GTAC оказана техническая помощь в разработке плана действий  по введению накопительных элементов в действующую пенсионную систему (в частности внесено предложение закрепить за Социальным фондом функции накопительного пенсионного фонда), в поддержку этих же целей в разработке программы и плана действий по выработке государственной политики, необходимой для внедрения накопительного элемента, была оказана техническая помощь в рамках кредита на поддержку сокращения бедности (PRSC) и вспомогательного гранта Правительства Японии (PHRD) и т.д. При этом никаких финансовых влияний в бюджет государственного социального страхования от международных организаций не осуществлялось.