ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "Об утверждении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2019-2021 годы"


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 13 сентября 2019 года № 474

Об утверждении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2019-2021 годы


В целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики "О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции" от 2 февраля 2012 года № 26, дальнейшего укрепления институтов противодействия коррупции, придания системности устранению коренных причин коррупции, консолидации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан в сфере противодействия коррупции, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить План мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2019-2021 годы (далее - План) согласно приложению.

2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам и иным государственным органам (по согласованию), местным государственным администрациям и органам местного самоуправления (по согласованию):

- принять необходимые меры по надлежащему исполнению Плана в установленные сроки;

- ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информации) об исполнении Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции в Аппарат Правительства Кыргызской Республики;

- реализацию Плана осуществлять в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом Кыргызской Республики.

См.:

приказ Минэкономики КР от 14 октября 2019 года N 156 "Об утверждении Плана мероприятий Министерства экономики Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2019-2021 годы"

3. Возложить персональную ответственность за исполнение настоящего постановления на руководителей государственных органов и органов местного самоуправления.

4. Отделу обороны, правопорядка и чрезвычайных ситуаций Аппарата Правительства Кыргызской Республики:

- обеспечить организацию и координацию работы государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам реализации антикоррупционной политики и исполнения Плана во взаимодействии с уполномоченными по вопросам предупреждения коррупции;

- по итогам каждого полугодия, в установленном порядке представлять сводный отчет о ходе реализации антикоррупционной политики и Плана для рассмотрения на заседаниях Правительства Кыргызской Республики.

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы" от 30 марта 2015 года № 170.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел обороны, правопорядка и чрезвычайных ситуаций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 20 сентября 2019 года N 79

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

М.Абылгазиев

 

 

 

 

Приложение

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
государственных органов Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2019-2021 годы

 

Задачи

Меры/Действия

Срок реализации

Ожидаемые результаты/индикаторы

Ответственный исполнитель/
соисполнители

 

Глава 1. Антикоррупционная политика

 

1

Совершенствование антикоррупционного законодательства

1. Провести анализ эффективности и синхронизации действующего законодательства с законами Кыргызской Республики "О противодействии коррупции", "О конфликте интересов", "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях".

Январь 2020 года

Обновление антикоррупционной системы Кыргызской Республики. Внедрен упорядоченный антикоррупционный механизм, регламентирующий четкий порядок взаимодействия всех ветвей власти и государственных органов

АПКР, ССБ КР (по согласованию), ГП КР (по согласованию)

 

2. Разработать проект Закона Кыргызской Республики "О противодействии коррупции" в новой редакции и внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Кыргызской Республики на основе проведенного анализа.

Февраль 2020 года

 

3. Внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики "О противодействии коррупции" в новой редакции

Июнь 2020 года

АП КР

 

2

Институционализация национальной антикоррупционной политики

Рассмотреть возможность создания (или определения) отдельного государственного органа, обладающего следующими функциями (без правоохранительных функций):

- разработка антикоррупционной политики государства;

- разработка и внедрение превентивных и профилактических антикоррупционных мер;

- координация государственных институтов в сфере противодействия коррупции;

- выявление и предупреждение коррупционных рисков на основе анализа;

- взаимодействие с государственными органами и общественностью;

- проведение общегосударственной оценки уровня/состояния коррупции;

- организация и проведение антикоррупционной пропаганды;

- организация и проведение мониторинга, анализа и оценки реализации антикоррупционных мероприятий государственными органами;

- внесение рекомендаций о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей государственных органов, государственных и муниципальных служащих за ненадлежащее или несвоевременное исполнение антикоррупционных планов и нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции;

- взаимодействие с иностранными партнерами и международными организациями в сфере противодействия коррупции;

- организация научно-исследовательской и информационно-аналитической работы в сфере противодействия коррупции;

- организация антикоррупционного образования и просвещения государственных служащих и общественности

Декабрь 2019 года

Проведен анализ целесообразности и практической эффективности создания антикоррупционного органа.

На основе проведенного анализа принято решение о создании антикоррупционного органа либо определении уполномоченного государственного органа

АПКР, ССБ КР (по согласованию)

 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Имплементация международных антикоррупционных норм

1. Продолжить работу по изучению вопроса о возможном вступлении Кыргызской Республики в Группу стран борьбы с коррупцией Совета Европы (ГРЕКО) и ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Декабрь 2021 года

Проведен полный анализ возможности вступления Кыргызской Республики в Группу стран борьбы с коррупцией Совета Европы (ГРЕКО) и ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, в том числе проведен анализ возможных рекомендаций и их реализации. Результаты анализа обсуждены с заинтересованными государственными органами.

Принято соответствующее решение. Обеспечены участие страны в обзоре Конвенции ООН против коррупции и реализация полученных рекомендаций

ГП КР (по согласованию), МИД, МЮ

 
 

2. Обеспечить полноценное участие Кыргызской Республики в Механизме обзора хода осуществления обзора Конвенции ООН против коррупции в рамках 2-го цикла и по итогам завершения обзора проанализировать рекомендации, полученные от Секретариата Управления ООН по наркотикам и преступности, а также от правительственных экспертов иностранных государств (обозревающих государств) в части их дальнейшей имплементации в законодательство Кыргызской Республики, с учетом текущих потребностей и государственных интересов

Декабрь 2021 года

ГП КР (по согласованию), министерства и ведомства

 

4

Реализация гражданских инициатив, направленных на разработку и реализацию антикоррупционной политики

1. Обеспечить широкое и открытое участие гражданского общества в разработке проектов нормативных правовых актов, стратегий и программ в сфере антикоррупционной политики и мониторинга их реализации.

Постоянно

Внедрен действующий механизм взаимодействия с институтами гражданского общества и бизнес-сообщества по эффективной разработке и реализации антикоррупционной политики. Установлено обязательное размещение всех разрабатываемых проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции на открытых интернет-сервисах и официальных сайтах государственных органов.

Увеличение количества разработанных нормативных правовых актов и общественных слушаний в сфере противодействия коррупции при участии гражданского общества.

Государственные органы в обязательном порядке принимают гражданские инициативы в сфере противодействия коррупции и по итогам анализа принимают решения, о чем уведомляют инициаторов обращений и инициатив

Министерства и ведомства

 
 

2. Проводить регулярные общественные слушания/обсуждения итогов мониторинга.

Постоянно

АП КР, ССБ КР (по согласованию)

 

3. Разработать и внедрить в государственных органах процедуры обратной связи по эффективному рассмотрению гражданских инициатив.

Декабрь 2019 года

 

4. Использовать данные опросов и предложений бизнес-ассоциаций, а также диалоговых площадок для бизнеса при разработке и мониторинге реализации антикоррупционной политики.

Постоянно

 

5. Реализовать обязательства первого Национального плана действий по построению Открытого Правительства в Кыргызской Республике на 2018-2020 годы

Декабрь 2020 года

Министерства и ведомства, АП КР

 

5

Совершенствование антикоррупционного образования, просвещения и пропаганды

1. Разработать и утвердить комплексные учебные программы, учебно-методическую литературу по антикоррупционному образованию, просвещению и пропаганде, в том числе для обучающихся в высших, средних учебных заведениях и дошкольных учреждениях.

Декабрь 2019 года

Повышен уровень антикоррупционного образования и просвещения, запущен процесс широкого внедрения антикоррупционной культуры и нетерпимости к коррупционным проявлениям. Обновлены антикоррупционные учебные программы и учебно-методическая литература. Увеличено количество проводимых антикоррупционных мероприятий по антикоррупционному просвещению и обучению.

Обеспечен широкий охват слушателей антикоррупционных курсов, включая обучающихся в высших, средних учебных заведениях и дошкольных учреждениях.

На постоянной основе среди учащихся образовательных учреждений проводится мониторинг эффективности проведенных тренингов на антикоррупционную тематику

МОН, КГЮУ, МЮ, ГКС и АГУП КР (по согласованию), АП КР

 
 

2. Разработать и утвердить методику/пособие по оценке эффективности мероприятий по антикоррупционному просвещению и обучению.

Февраль 2020 года

МЮ

 

3. Обеспечить качественное антикоррупционное просвещение, пропаганду и образование.

Постоянно

МЮ, МОН

 

4. Проводить оценку эффективности и результативности антикоррупционного обучения в рамках госзаказа

По мере реализации госзаказа

ГКС и АГУП КР (по согласованию), МОН

 

6

Реформирование законодательства о доступе к информации в соответствии с международными стандартами

1. Провести анализ международного опыта в сфере доступа к информации.

Декабрь 2019 года

Обновлено национальное законодательство о доступе к информации в соответствии с международными стандартами. Проведено обучение держателей информации. Увеличено количество исполненных запросов населения о предоставлении информации, а также документов, с которых снят гриф ограничения доступа.

Публикация государственными органами статистических данных о представленной информации по запросам населения

МКИТ, ГКИТС, ГКНБ, министерства и ведомства

 

2. Провести мониторинг соблюдения законодательства о доступе к информации, на основе которого подготовить анализ с выводами и предложениями, с учетом лучшей международной практики.

Декабрь 2019 года

 

3. На основе проведенного анализа разработать и инициировать соответствующие проекты нормативных правовых актов.

Март 2020 года

 

4. Обучить держателей информации по вопросам соблюдения права на доступ к информации, провести информационные кампании для населения о механизмах реализации этого права.

Октябрь 2019 года

 

5. Провести инвентаризацию документов, доступ к которым ограничен (в том числе под грифом "Для служебного пользования"), и внести предложения по снятию таких грифов с документов, необходимость ограничения доступа к которым отсутствует или неактуальна.

Постоянно

Министерства и ведомства

 

6. Обеспечить учет запросов информации и опубликование данной статистики по обработанным запросам и их результатов на ведомственных сайтах государственных органов

Постоянно

 

 

7

Переход к электронному правительству

1. Обеспечить функционирование национального портала открытых данных (разработать стандарты и правила опубликования в интернете открытых данных, установить правила для их свободного повторного использования, минимальный перечень обязательных наборов данных).

Декабрь 2021 года

Функционирует национальный портал открытых данных, раскрыто 500 наборов данных на портале.

Увеличение количества оказываемых государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Созданы прозрачные и оперативные условия для получателей государственных услуг.

Минимизированы контакты между государственным служащим и получателем государственных услуг за счет их перевода в электронный формат, посредством интернет и телекоммуникаций, обеспечивающих прозрачность и оперативность принятия решений. Все государственные и муниципальные услуги предоставляются посредством электронной и телекоммуникационной связи в режиме онлайн.

Все автоматизированные информационные базы, подключенные к системе межведомственного электронного взаимодействия "Тундук" интегрированы и позволяют оперативно получить требуемую информацию, без направления письменных запросов и истребования различного рода дополнительных справок от получателей государственных услуг.

Все платные электронные государственные услуги обеспечены механизмом оплаты в электронном виде

ГКИТС, министерства и ведомства

 
 

2. Внедрить современные инструменты "электронного правительства" с целью снижения коррупционных рисков при получении государственных услуг.

Декабрь 2021 года

ГКИТС

 

3. Внедрить государственный портал электронных услуг.

Декабрь 2021 года

ГКИТС, министерства и ведомства

 

4. Завершить внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия "Тундук" с обеспечением полноценного подключения всех задействованных государственных органов.

Декабрь 2021 года

 

5. Доработать и обеспечить сопровождение системы Государственных электронных платежей (платежный шлюз), внедрить механизм оплаты за предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Декабрь 2021 года

 
 
 

8

Создание методологической основы по измерению коррупции в системе государственного управления

1. Разработать национальную методологию по измерению коррупции в государственных органах, с учетом международных индексов.

Декабрь 2019 года

Определение уровня коррупции в государственных органах на основе подготовленной методологии

НИСИ, АП КР, ССБ КР (по согласованию), НСК (по согласованию), министерства и ведомства

 

2. Провести пилотное исследование по оценке уровня коррупции на основе разработанной методологии.

Январь 2020 года

 

3. Доработать методологию по измерению коррупции с учетом результатов пилотного исследования.

Март 2020 года

 

4. Провести исследование по определению уровня коррупции в государственных органах

Март 2020 года

НИСИ, министерства и ведомства

 

9

Совершенствование действующего механизма предупреждения коррупции и контроля за антикоррупционной деятельностью в государственных органах

1. Разработать и внедрить специальный регламент приема на работу и увольнения уполномоченных по вопросам предупреждения коррупции.

Январь 2020 года

Укрепление независимого статуса уполномоченных по вопросам противодействия коррупции. Функции и задачи уполномоченных по вопросам предупреждения коррупции унифицированы.

Создание условий для привлечения на работу высококвалифицированных кадров в сфере предупреждения коррупции и предотвращение текучести кадров

АП КР, уполномоченные соисполнители по вопросам предупреждения коррупции в министерствах и ведомствах, ГКС (по согласованию)

 
 

2. Пересмотреть функции и задачи уполномоченных по вопросам предупреждения коррупции.

Июнь 2020 года

 

3. Внедрить механизмы стимулирования деятельности уполномоченных по вопросам предупреждения коррупции

Июнь 2020 года

 

10

Формирование и повышение антикоррупционного правосознания граждан

1. Внести дополнения в Концепцию повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 марта 2016 года № 122, по вопросам предупреждения коррупции среди населения

Январь 2020 года

Внесены дополнения в сфере противодействия коррупции в Концепцию повышения правовой культуры населения. Мероприятия по расширению и распространению знаний по вопросам предупреждения коррупции среди населения проводятся на постоянной основе

МЮ

 

Глава 2. Государственная гражданская и муниципальная служба

 

11

Совершенствование института статс-секретарей

1. Провести анализ задач, функций и деятельности статс-секретарей.

Ноябрь 2019 года

Внесены изменения в законодательство Кыргызской Республики, направленные на четкую регламентацию функций статс-секретарей.

Исключены отдельные функции статс-секретарей, определенные внутренними/локальными нормативными актами, но не предусмотренные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики

ГКС (по согласованию)

 

2. На основе проведенного анализа включить вопрос о совершенствовании института статс-секретарей в разрабатываемый проект Стратегии развития государственной гражданской службы и муниципальной службы на 2019-2023 годы.

Июнь 2020 года

ГКС (по согласованию)

 

3. Исключить часть функций статс-секретарей, определенных внутренними/локальными нормативными актами, но не предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики

Декабрь 2019 года

Министерства и ведомства

 

12

Повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих

1. Переориентировать систему тестирования для поступления на государственную и муниципальную службу с исключительно знаний законодательства Кыргызской Республики на оценку интеллектуальных способностей и логического мышления государственных и муниципальных служащих.

2. Ввести в Положение о порядке проведения ротации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Кыргызской Республики норму об обязательности ротации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, занимающих одну и ту же государственную или муниципальную должность более 10 лет в одном структурном подразделении

Декабрь 2020 года

В систему тестирования включены вопросы, позволяющие оценивать кандидатов на службу по навыкам и уровню мышления. Введена норма, согласно которой лица, занимающие должность в одном подразделении более 10 лет, подлежат ротации

ГКС (по согласованию), министерства и ведомства

 
 

13

Внедрение правовых и институциональных основ оценки и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Принять подзаконные акты, необходимые для реализации Закона Кыргызской Республики "О конфликте интересов".

Декабрь 2019 года

Разработаны и внедрены механизмы управления конфликтом интересов.

Исключены/минимизированы ситуации возникновения конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.

Все государственные и муниципальные служащие прошли обучение по предупреждению, урегулированию и управлению ситуациями конфликта интересов.

Служащими государственных органов и органов местного самоуправления в обязательном порядке ежегодно подается декларация о личных (частных) интересах

АП КР, ГКС (по согласованию)

 

2. Проводить регулярное обучение государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов и заполнения декларации личных (частных) интересов

Постоянно

ГКС (по согласованию), министерства и ведомства

 
 

14

Обеспечение добропорядочности на государственной и муниципальной службе

1. Обновить кодекс этики государственных гражданских и муниципальных служащих, в части внедрения антикоррупционных стандартов и принципов добропорядочности, в целях совершенствования государственной и муниципальной службы.

Январь 2020 года

Обновлен кодекс этики.

Повышен уровень этических норм и принципов добропорядочности государственных гражданских и муниципальных служащих, ужесточена дисциплинарная ответственность за нарушение данных норм.

Все государственные гражданские и муниципальные служащие при поступлении на службу принимают присягу.

Каждый случай нарушения этических норм в обязательном порядке рассматривается комиссией по этике, с привлечением представителей общественных советов государственных органов или иных представителей гражданского общества.

Ежегодно проводится обучение по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% государственных и муниципальных служащих.

Увеличено количество государственных и муниципальных служащих, прошедших обучение.

Сокращены случаи нарушения государственными и муниципальными служащими этических норм.

Снижено количество фактов необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Уполномоченные по вопросам предупреждения коррупции включены в состав комиссий по этике

ГКС (по согласованию)

 

2. Организовать широкое освещение в средствах массовой информации кодекса этики государственных гражданских и муниципальных служащих, обеспечить популяризацию среди государственных гражданских и муниципальных служащих с обязательным введением практики принятия присяги как в письменной, так и в устной форме, при поступлении на государственную гражданскую службу и муниципальную службу.

Март 2020 года

 
 

3. Проводить регулярное обучение государственных служащих по вопросам соблюдения этических норм.

В рамках госзаказа

Министерства и ведомства, ГКС (по согласованию)

 

4. Внести изменения в нормативные правовые акты Кыргызской Республики, предусматривающие обязательность официальных публичных извинений перед гражданами в случаях необоснованного привлечения их к уголовной ответственности, с указанием принятых мер.

Июнь 2020 года

МВД, ГКНБ, ГСБЭП, ГСИН, ГТС, ГП КР (по согласованию)

 

5. Обеспечить эффективное взаимодействие комиссий по этике с уполномоченными по вопросам предупреждения коррупции

Постоянно

Министерства и ведомства

 

Глава 3. Предотвращение/предупреждение коррупции. Административные процедуры, подотчетность и прозрачность в публичном секторе

 

15

Обеспечение добропорядочности в сфере государственных закупок

1. Завершить реформу системы государственных закупок для обеспечения ее стабильности, исключительного использования электронной системы закупок, повышения конкуренции, достижения полной открытости и доступности (полный переход к системе открытых данных).

Декабрь 2021 года

Выстроена стандартная сбалансированная система проведения государственных закупок, соответствующая международно-признанным условиям и стандартам.

Все данные (планы закупок, протоколы вскрытия, решения тендерных комиссий, контракты, акты приема-передачи товаров/работ/услуг, платежи за исполнение контрактов) размещаются на портале закупок в формате открытых данных.

Обновлены механизмы рассмотрения жалоб и протестов, снижено их количество. Количество совершения коррупционных преступлений в сфере государственных закупок снижено, за счет внедрения превентивных мер

МФ

 

2. Пересмотреть стандартные формы договоров о закупке товаров, работ и услуг стандартных конкурсных документов.

Июнь 2020 года

МФ

 

3. Обновить механизмы рассмотрения жалоб и протестов по процедурам государственных закупок

Декабрь 2020 года

МФ

 

16

Обеспечение добропорядочности бизнеса

1. Обеспечить централизованный сбор и опубликование на ведомственном сайте информации о бенефициарных собственниках юридических лиц, проводить регулярную выборочную проверку таких данных, с возможностью применения санкций за неподачу или подачу недостоверных ведомостей.

Март 2020 года

Обеспечена прозрачность путем раскрытия информации о конечных собственниках юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Кыргызской Республики.

Создана благоприятная инвестиционная среда, увеличен приток инвестиций. Внедрены требования по раскрытию информации о составе совета директоров и аудиторского комитета, о системе комплаенс в частных предприятиях. Увеличение количества юридических лиц, в отношении которых раскрыта информация об их бенефициарных собственниках. Внедрен международный стандарт ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством.

Требования и руководство по использованию".

Функционирует бизнес-омбудсмен. Увеличено количество государственных органов, присоединившихся к Хартии о добропорядочности.

Увеличение количества опубликованных результатов АРВ

МЮ, ФУГИ, ГСФР

 

2. Установить требования по раскрытию информации о составе совета директоров и аудиторского комитета, о системах комплаенс в публичных компаниях.

Сентябрь 2019 года

Госфиннадзор

 

3. Принять в Кыргызской Республике международный стандарт ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию" (в том числе в публичных компаниях и частном секторе).

Декабрь 2019 года

МЭ

 

4. Внедрить национальный стандарт КМС ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию".

Декабрь 2020 года

Министерства и ведомства

 

5. Проработать механизм сертификации государственных предприятий и акционерных обществ, где 50 и более процентов акций принадлежат государству, по международному антикоррупционному стандарту ISO 37001:2016.

Май 2020 года

ФУГИ

 

6. Обеспечить функционирование института бизнес-омбудсмена.

Сентябрь 2019 года

МЭ

 

7. Существенно расширить круг участников Хартии о добропорядочности ("Бизнес Кыргызстана против коррупции").

Постоянно

 

8. На постоянной основе публиковать на официальном сайте Министерства экономики Кыргызской Республики все результаты проведенного анализа регулятивного воздействия

Постоянно

 

17

Совершенствование антикоррупционной экспертизы

1. Провести анализ действующего законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Декабрь 2019 года

На основе проведенного анализа разработан и внедрен новый механизм проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и действующего законодательства, позволяющий эффективно выявлять и устранять в них коррупциогенные факторы.

Обеспечена транспарентность результатов проведенных антикоррупционных экспертиз. Увеличение количества опубликованных результатов экспертиз.

Функционирует портал по общественному обсуждению всех проектов нормативных правовых актов. Инициирован проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О прокуратуре Кыргызской Республики"

МЮ, ГП КР (по согласованию)

 

2. Переработать и усовершенствовать методику проведения антикоррупционной экспертизы, с включением практических примеров коррупциогенных факторов и рисков.

Декабрь 2019 года

МЮ, ГП КР (по согласованию), министерства и ведомства

 

3. На постоянной основе публиковать в интернете все результаты проведенных антикоррупционных экспертиз.

Постоянно

 

4. Принять меры по совершенствованию процедуры общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов (опубликование детального отчета о результатах проведенного обсуждения и обоснования отклоненных предложений).

Декабрь 2019 года

МЮ, ГП КР (по согласованию)

 

5. Разработать проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О прокуратуре Кыргызской Республики", устанавливающий нормы проведения Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Кыргызской Республики

Декабрь 2019 года

ГП КР (по согласованию), МЮ

 
 

18

Обеспечение прозрачности в сфере недропользования

1. Обеспечить выполнение рекомендаций Инициативы прозрачности добывающих отраслей и полное соответствие стандарту ИПДО.

Декабрь 2021 года

Повышена прозрачность деятельности юридических лиц и государственных органов в сфере недропользования. Реализованы рекомендации ИПДО, обеспечено соответствие стандартам.

Дорожная карта по раскрытию сведений о бенефициарных владельцах и политически значимых лицах в сфере недропользования исполняется в соответствии с установленными сроками

ГКПЭН

 

2. Принять меры по выполнению Дорожной карты по раскрытию сведений о бенефициарных владельцах и политически значимых лицах в сфере недропользования

Декабрь 2021 года

 

19

Обеспеченно прозрачности в секторе строительства

1. Присоединиться к Инициативе прозрачности сектора строительства.

Январь 2020 года

Кыргызская Республика присоединилась к Инициативе прозрачности сектора строительства.

Повышена прозрачность деятельности юридических лиц и государственных органов в сфере строительства.

Обеспечена возможность получения информации по генеральным планам населенных пунктов и другой градостроительной документации в онлайн режиме.

Все населенные пункты размещают соответствующую информацию

ГААСЖКХ

 

2. Обеспечить онлайн опубликование и свободный доступ к генеральным планам населенных пунктов и другой градостроительной документации, за исключением режимных и стратегически важных объектов

Постоянно

 

20

Совершенствование системы таможенных органов

1. Рассмотреть целесообразность присоединения Кыргызской Республики к Пересмотренной Киотской конвенции Всемирной таможенной организации, в случае положительного решения, принять меры по присоединению.

Декабрь 2020 года

Упрощены процедуры во внешнеэкономической деятельности. Повышена инвестиционная привлекательность Кыргызской Республики.

Разработан и принят план мероприятий, направленных на борьбу с недостоверным декларированием. Внедрены процедуры электронного декларирования и автоматического распределения деклараций между сотрудниками ГТС. Внедрены элементы контроля за реальным исполнением сгенерированных системой требований. Пересмотрены функции и полномочия управления внутренней безопасности ГТС. Обновлен список коррупциогенных должностей, включая руководящие. Усилена служба внутреннего аудита, включая исключение человеческого фактора

МЭ, ГТС

 

2. Разработать комплекс мероприятий, направленных на борьбу с недостоверным декларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Кыргызской Республики.

Сентябрь 2019 года

 

 

3. Внедрить процедуры электронного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Кыргызской Республики, и автоматического распределения таможенных деклараций между сотрудниками. Рассмотреть возможность внедрения автоматического распределения других функций и таможенных операций в бизнес-процессах. Продолжить развитие системы автоматизированного управления рисками и внедрить элементы контроля за реальным исполнением сгенерированных ею требований.

I этап - до 31 марта 2020 года;

II этап - до 31 декабря 2020 года;

III этап - 31 декабря 2021 года

ГТС

 
 

4. Пересмотреть функции и полномочия управления внутренней безопасности и противодействия коррупции.

Декабрь 2019 года

 

5. Расширить список коррупциогенных должностей, дополнив его руководящими должностями высшего, среднего и младшего звена.

Декабрь 2019 года

 

6. Усилить службу внутреннего аудита, в том числе в части анализа и снижения роли человеческого фактора при осуществлении таможенного дела

Декабрь 2019 года

 

21

Повышение прозрачности деятельности фондов развития регионов

1. Определить уполномоченный государственный орган, обеспечивающий анализ эффективности работы ФРР, исполнения требований по раскрытию информации о деятельности ФРР и бесперебойную работу веб-портала ФРР.

Ноябрь 2019 года

Определен уполномоченный орган по раскрытию информации о деятельности ФРР.

Повышена эффективность и обеспечена прозрачность деятельности фондов развития регионов. Функционирует Единый портал ФРР, к которому обеспечен доступ населения

МЭ, ГАМСУМО, ПП ПКР в областях

 

2. Внести изменения в Типовое положение о порядке формирования фондов развития регионов, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 ноября 2014 года № 633, с целью обеспечения общественного доступа через единый портал ФРР к информации о поступивших заявках, результатах оценки и отбора поступивших заявок, и отчетов об использовании средств ФРР.

Март 2020 года

МЭ, ГАМСУМО, ПП ПКР в областях

 
 
 

3. Разработать Единый веб-портал фондов развития регионов и в пилотном режиме провести его апробацию.

Март 2020 года

МЭ, ГКИТС, ГАМСУМО, ПП ПКР в областях

 

4. Запустить Единый веб-портал фондов развития регионов.

Сентябрь 2020 года

ПП ПКР в Иссык-Кульской области, Фонд развития Иссык-Кульской области (по согласованию)

 

5. Внести изменения в Положение о Фонде развития Иссык-Кульской области, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 июля 2011 года № 416, с целью повышения прозрачности оценки и отбора поступивших заявок

Октябрь 2019 года

 

22

Улучшение системы лицензирования

1. Провести анализ и сократить количество лицензий и разрешений, а также упростить процедуры по их получению (с оставлением необходимости лицензирования только в сферах, представляющих потенциальную угрозу жизни и здоровью человека или затрагивающих вопросы национальной безопасности)

Март 2021 года

Сокращено количество лицензий и разрешений, упрощены процедуры по их получению

МЭ, министерства и ведомства

 

Глава 4. Декларирование доходов и расходов государственными гражданскими и муниципальными служащими

 

23

Своевременное и качественное предоставление государственными гражданскими и муниципальными служащими деклараций об имуществе, доходах, расходах и активах

1. Проводить обучение сотрудников государственных и муниципальных органов по заполнению и представлению Единой налоговой декларации физического лица, замещающего или занимающего государственную и муниципальную должность (FORM STI-155) (далее - декларация).

1 квартал календарного года, следующего за отчетным

Все служащие государственных и муниципальных органов обучены заполнению и представлению декларации. На постоянной основе в отчетный период оказывается методическая помощь по заполнению деклараций. Обеспечено своевременное представление деклараций государственными и муниципальными служащими. Сокращение ошибок и неточностей при заполнении деклараций.

Обеспечена интеграция информационных систем профильных государственных органов

ГНС

 

2. Оказывать методологическую помощь государственным и муниципальным органам по заполнению и представлению декларации.

1 квартал календарного года, следующего за отчетным

 

 

3. Подключиться к информационным базам данных ГРС (недвижимое и движимое имущество), ФУГИ и Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики

Декабрь 2019 года

ГНС, ГРС, ФУГИ, Госфиннадзор

 

24

Контроль доходов и расходов государственных гражданских и муниципальных служащих

1. Обеспечить качественную проверку деклараций государственных гражданских и муниципальных служащих, с проведением анализа сведений, указанных в единых налоговых декларациях.

Постоянно

Действует эффективная система верификации и валидации деклараций.

Законодательно закреплена соразмерная ответственность за нарушения при декларировании государственными и муниципальными служащими. Во всех территориальных подразделениях ГНС созданы специализированные отделы со штатной численностью, позволяющей качественно и оперативно проводить проверку ЕНД. Количество оснований для проведения полной проверки Единой налоговой декларации государственного или муниципального служащего увеличено с 2 до не менее 7, в том числе в случае наличия крупных денежных средств в наличной форме или на банковских счетах

ГНС

 

2. Внедрить действенные механизмы применения мер ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих за:

- непредставление деклараций:

несвоевременное представление деклараций;

- представление заведомо ложных или неполных сведений в декларациях.

Январь 2020 года

ГНС, ГКС (по согласованию), ГП КР (по согласованию), МЭ

 
 
 
 

3. Расширить перечень оснований для проведения полной проверки единых налоговых деклараций государственных и муниципальных служащих

Январь 2020 года

ГНС, МЭ

 
 

25

Совершенствование системы декларирования доходов и расходов государственных гражданских и муниципальных служащих

1. Провести мониторинг и анализ эффективности системы декларирования доходов и расходов.

Ноябрь 2019 года

Разработаны и реализованы меры по совершенствованию системы декларирования доходов и расходов.

Институциональные рамки пересмотрены

ГНС

 

2. Рассмотреть целесообразность пересмотра институциональных рамок в соответствии с международными стандартами и передовой практикой

Декабрь 2019 года

 

Глава 5. Правоохранительная деятельность в сфере противодействия коррупции

 

26

Совершенствование уголовного законодательства в сфере противодействия коррупции

1. Внести в Уголовный кодекс Кыргызской Республики четкое определение неправомерного преимущества, как предмета коррупционных преступлений, охватив в определении как имущественные, так и любые другие (в т.ч. неимущественные и нематериальные) блага.

Июнь 2020 года

В Уголовный кодекс Кыргызской Республики внесена норма, предусматривающая ответственность за неправомерное преимущество. Устранены недостатки режима ответственности юридических лиц за коррупционные преступления. Обеспечение принципа неотвратимости наказания за коррупционные преступления

ГКНБ, ГСБЭП, ГП КР (по согласованию), ССБ КР (по согласованию), АП КР

 

2. Устранить недостатки режима ответственности юридических лиц за коррупционные преступления с целью обеспечения эффективной и действенной ответственности согласно международным стандартам, с обеспечением автономного характера такой ответственности

Июнь 2021 года

ГКНБ, ГП (по согласованию), ГСБЭП

 

27

Пересмотр законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов

1. По результатам анализа судебной практики установить в уголовном законодательстве возможность привлечения к ответственности за легализацию (отмывание) денег без необходимости предварительного или одновременного привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших предикатные преступления

Декабрь 2020 года

Обновление антикоррупционной системы Кыргызской Республики. Установлена возможность привлечения к ответственности за легализацию (отмывание) денег без необходимости предварительного или одновременного привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших предикатные преступления

ГП КР (по согласованию), ГСФР, ГКНБ, ГСБЭП

 

28

Совершенствование уголовно-процессуального законодательства

1. Предусмотреть более детальную регламентацию следственного действия "имитация преступной деятельности" в Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики, а также урегулировать порядок проведения этого действия в подзаконном акте на основании Кодекса.

Июнь 2020 года

Обновление антикоррупционной системы Кыргызской Республики. Детально регламентировано следственное действие "имитация преступной деятельности". Обновлены положения УПК Кыргызской Республики о международном сотрудничестве по уголовным делам. Расширение круга лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений.

Принято решение о присоединении/неприсоединении к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2015 г.

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП, МВД, МЮ

 

2. Расширить положения Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики о международном сотрудничестве по уголовным делам, урегулировав порядок проведения допроса по запросу компетентного органа иностранного государства, в том числе при помощи видео- или телефонной конференции, порядок розыска, ареста и конфискации имущества, порядок создания и деятельности совместных следственных групп, предусмотрев основания для отказа в предоставлении.

Июнь 2020 года

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП, МВД, МЮ

 

3. Расширить определение иностранных должностных лиц согласно международным стандартам.

Июнь 2020 года

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП, МЮ

 
 

4. Рассмотреть возможность установления универсальной юрисдикции для случаев подкупа иностранных должностных лиц и других коррупционных преступлений (установления юрисдикции над преступлениями независимо от гражданства лица, совершившего преступление, или места его совершения).

Июнь 2020 года

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП, МЮ

 
 

5. Рассмотреть вопрос о присоединении к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2015 г.

Декабрь 2019 года

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП, ГСФР, МЮ

 

29

Совершенствование правоприменительной практики

1. Пересмотреть санкции за коррупционные преступления, в том числе в частном секторе, обеспечив их эффективность, пропорциональность и действенность, с устранением коррупционных рисков.

Сентябрь 2020 года

Установление соразмерной ответственности за совершение коррупционных преступлений. Обеспечен доступ населения к статистическим данным по коррупционным правонарушениям.

Проведен анализ тенденций коррупционных правонарушений и выработаны рекомендации

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП

 

2. Обеспечить сбор, обобщение и опубликование в интернете регулярно обновляемых статистических данных по коррупционным правонарушениям, в частности, по количеству заявлений и зарегистрированных дел, результатам расследования, уголовного преследования и судебных разбирательств (с указанием данных о примененных наказаниях и категориях обвиняемых в зависимое) и от их должности и места работы).

Постоянно

ГП (по согласованию)

 

3. Провести анализ тенденций коррупционных правонарушений

Постоянно

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП

 

30

Реформирование правоохранительных органов

1. Обеспечить правоохранительные органы, занимающиеся расследованием коррупционных дел, независимостью для оперативного и эффективного функционирования.

Декабрь 2019 года

Обеспечена независимость правоохранительных органов. Внедрены международные стандарты в части эффективной специализации сотрудников, осуществляющих расследование коррупционных преступлений. Определена (образована) структура, ответственная за выявление, поиск, арест и управление имуществом, подлежащим конфискации, в том числе за границей. Внедрены прозрачные процедуры управления, оценки и реализации арестованных/конфискованных активов

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП

 

2. Обеспечить эффективную специализацию в расследовании и уголовном преследовании коррупционных преступлений в соответствии с международными стандартами.

Декабрь 2020 года

ГП КР (по согласованию), ГКНБ, ГСБЭП

 

3. Создать (определить) орган или подразделение, ответственное за выявление, поиск, арест и управление имуществом, подлежащим конфискации, в том числе за границей; установить и применять на практике прозрачные и, где возможно, конкурсные процедуры управления, оценки и реализации арестованных/конфискованных активов

Июнь 2021 года

ГСБЭП, ГКНБ, ГСФР, ГП КР (по согласованию), Судебный департамент при ВС КР (по согласованию)

 

Глава 6. Взаимодействие государственных органов с населением

 

31

Повышение качества работы с общественностью в регионах страны, направленной на активное участие граждан в сфере противодействия коррупции

1. Провести анализ основных тенденций развития взаимодействия государственных/муниципальных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции в регионах.

Октябрь 2019 года

Проведен анализ механизмов взаимодействия государства и населения в регионах по вопросам противодействия коррупции, на основе которого усовершенствованы указанные механизмы.

Обеспечено активное участие населения на местах по обсуждению планируемых и реализуемых антикоррупционных мер

ГАМСУМО, министерства и ведомства, ОМСУ (по согласованию)

 

2. На основе проведенного анализа совершенствовать имеющиеся механизмы взаимодействия с населением.

Декабрь 2019 года

 

3. Провести в регионах встречи с активистами местных НПО, СМИ, депутатами местных кенешей и работниками ОМСУ для изучения проблем борьбы с коррупцией на местах.

Постоянно

Министерства и ведомства, ОМСУ (по согласованию)

 

4. Обеспечить участие граждан на местах по обсуждению реализации антикоррупционных мероприятий путем проведения общественных слушаний на постоянной основе

Постоянно

 

 

Список сокращений

 

АП КР

-

Аппарат Правительства Кыргызской Республики

ССБ КР

-

секретариат Совета безопасности Кыргызской Республики

АГУП КР

-

Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики

ПП ПКР в областях

-

полномочные представители Правительства Кыргызской Республики в областях

КГЮУ

-

Кыргызский государственный юридический университет

ГАМСУМО

-

Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики

ГААСЖКХ

-

Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

ГКПЭН

-

Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики

ГКИТС

-

Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики

ГП КР

-

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики

ГКС

-

Государственная кадровая служба Кыргызской Республики

ГНС

-

Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики

Министерства и ведомства

-

Министерства, государственные комитеты, агентства, службы, фонды, инспекции

Госфиннадзор

-

Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики

ФУГИ

-

Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики

ГРС

-

Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики

ГСБЭП

-

Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция)

ГСИН

-

Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики

ГСФР

-

Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики

ГТС

-

Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики

МВД

-

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики

МИД

-

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики

МФ

-

Министерство финансов Кыргызской Республики

МЭ

-

Министерство экономики Кыргызской Республики

МЮ

-

Министерство юстиции Кыргызской Республики

МКИТ

-

Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики

МОН

-

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

НИСИ

-

Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики

ГКНБ

-

Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики

ОМСУ

-

органы местного самоуправления

НСК

-

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

ФРР

-

фонды развития регионов