Опубликовано 28.03.2016

Справка обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по госу

Цели и задачи законопроекта.

Целью законопроекта является реализация принципов социального страхования с учетом справедливого распределения нагрузки по выплатам при установлении ставки тарифов страховых взносов для крестьянских фермерских хозяйств (далее - КФХ) и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью (далее – ИТД). 

Задачей вносимого законопроекта является внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию».

            Так, Законом Кыргызской Республики № 60 от 19 марта 2015 года для вышеуказанных категорий плательщиков установлены ставки, согласно которым уплата страховых взносов производится не в фиксированных размерах, а от среднемесячной заработной платы (вместо начисления по базовой ставке земельного налога для КФХ и от стоимости патента для ИТД).

            Однако, нынешняя система ставок тарифов страховых взносов по 3 градациям не в полной мере учитывает интересы мелких КФХ. Увеличилось количество обращений, в которых указывалось на  ущемление интересов крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих небольшие земельные участки со значительным количеством членов установление несправедливого страхового бремени, поставив в неравные условия лиц, владеющих разными земельными долями. Граждане призвали к немедленному решению этого вопроса на государственном уровне для снятия социального напряжения.

            Для решения данного вопроса проектом закона в целях справедливого распределения нагрузки  предлагается внести изменения и дополнения в Закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» в части  установления дифференцированных ставок страховых взносов и земельных площадей (13 позиций).  Количество КФХ и физических лиц, владеющих земельной долей до 0,25 га составляет 65,2% от общего количества плательщиков, от 0,25 до 0,5 га соответственно – 20,8 %, от 0,5 до 1 га – 7,8%, т.е. около 93,8% плательщиков имеют земельную долю до 1га. Учитывая значительное количество  мелких КФХ, вводится градация земельной доли, начиная с 0,05 га (18,1%), от 0,05 до 0,10 га (16,2%) и до 100 га и выше. Дифференцированные ставки страховых взносов устанавливаются к пашни орошаемой и многолетних насаждений в зависимости от количества земли. При этом для других категорий земель предлагается применить единый понижающий коэффициент в размере 50%. Предусматривается поэтапное более приемлемое увеличение в течение  12 лет ставок тарифов.

          Проектом закона предусматривается ставки тарифов устанавливать для глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств  от среднемесячной заработной платы (далее СМЗ), используемого в качестве базы для исчисления страховых взносов, за исключением влияния следующих факторов:

- высокого уровня заработной платы, значительно превышающего средний уровень заработной платы по стране в целом (50%). Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики, расчет размера среднемесячной заработной платы по регионам (районам) республики производится с учетом предприятий, с высоким уровнем заработной платы, что непосредственно отражается на размере среднемесячной заработной платы в данном районе и негативно сказывается на положении сельских товаропроизводителей;

       - доплат к заработной плате, сложившихся за счет надбавок и районных коэффициентов, установленных за работу в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

При этом страховые взносы для крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц будут рассчитываться не на общую площадь земли хозяйства или физического лица, а на доли земли каждого члена хозяйства и физического лица.

             При этих условиях база исчисления страховых взносов от СМЗ сократится от 14% до 41%  в зависимости от региона, а в среднем по республике – на 36%.

По предварительным прогнозным расчетам, в случае принятия законопроекта поступление страховых взносов от КФХ составит  в 2016 году 200 млн.сомов, в 2017 году-227 млн.сомов (рост 113,7 %), в 2018 году – 541 млн.сомов (рост в 2 раза).

При условии уплаты  по предлагаемым ставкам для КФХ, уменьшение суммы страховых взносов по сравнению с действующим законом для лиц, владеющих земельной долей до 0,05 га составит 88%, для 2 га – на 81%, для больших участков наоборот увеличение от 2 до 3,8 раза. В результате чего появляется возможность получения пенсии с учетом базовой части пенсии:

   - от 40% до 75% от ПМП для лиц, владеющих земельной долей от 0,05 га  до 10 га (при индексации взносов на личном страховом счете в 1,4 раза) ;

   - от 100 % до 150% от ПМП для лиц, владеющих земельной долей 10 га и выше.

Для лиц, занятых ИТД на рынках, ставки тарифов  страховых взносов предлагается  поэтапно увеличивать каждые 2 года с доведением:

- для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров с контейнеров в течение 10 лет с 6% до  10 % от СМЗ к 2025 году,

  - для физических лиц, осуществляющих реализацию товаров с лотков, торговых мест с 3% до 5 % от СМЗ к  2025 году.

Среднемесячная зарплата принимается за исключением вышеуказанных факторов как для КФХ.

Предлагаемые ставки    для ИТД уменьшат уплату в 2016 году на 40%, в 2018 году на 70% и т.д.

Вносятся изменение в статью 11 действующего закона, предусматривающее освобождение от уплаты страховых взносов пенсионеров, занятых в КФХ и ИТД на рынках.

           Кроме того, законопроектом   для физических лиц, работающих на основании выданных лицензий и получающих гонорары (вознаграждение) устанавливаются ставки тарифов страховых взносов в размере 10 процентов от полученного гонорара (9 % - Пенсионный фонд, 1 % - ФОМС).

Так размер гонорара, выплачиваемого за труд лицам свободных профессий писателям, журналистам, художникам, артистам, философам, адвокатам может составить  100-200 сомов. По действующему законодательству размер  страхового взноса в несколько раз превышает сумму гонорара (например, по городу Бишкек сумма страхового взноса составляет 1487 сом (10 % от среднемесячной заработной платы по г. Бишкек ). По данным Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики по  их базе данных зарегистрировано 1207 авторов и исполнителей, из которых только у 11 авторов гонорар достигает суммы равной среднемесячной заработной платы по Бишкеку.

Предлагаемым проектом Закона  Кыргызской Республики достигается:

  • справедливое снижение тарифов страховых взносов по сравнению с действующими с учетом площади и категории земельных долей (участков);
  • учитываются интересы КФХ имеющих меленькие земельные доли (участки);
  • сохранение расчета страховых взносов для КФХ и ИП от СМЗ, по опыту многих стран;
  • повышение реального уровня пенсионного обеспечения с дифференциацией размеров пенсии с учетом уплаченных ими страховых взносов.

В случае принятия законопроекта, необходимо будет разработать решение Правительства, предусматривающий определение среднемесячной заработной платы, принимаемой для исчисления страховых взносов для указанных категорий плательщиков без учета влияния факторов и  Инструкцию о порядке начисления и уплаты страховых взносов по государственному  социальному страхованию, утвержденную постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22.05.2013г. № 278.

Возможные социальные, экономические, правовые, правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия действий проекта закона.

Законопроект не имеет возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий.

Результаты общественного обсуждения.

 Согласно статье 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проект Закона для проведения общественного обсуждения будет размещен на официальных сайтах  Правительства Кыргызской Республики и Социального фонда Кыргызской Республики.

Соответствие проекта Закона законодательству.

Законопроект не содержит норм, противоречащих Конституции и другим законам.

Источники финансирования.

В случае принятия законопроекта, его реализация не потребует финансовых средств из республиканского бюджета.

Анализ регулятивного воздействия.

В связи с тем, что данный проект направлен на регулирование предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 19  Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» будет проведен анализ регулятивного воздействия согласно Методики проведения анализа регулятивного воздействия, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 559.

 

Председатель Социального фонда

  Кыргызской Республики                                                                   М. Абулгазиев