Опубликовано 23.06.2023

Уведомление о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по гос

Уведомление

о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»

 

Настоящим Социальный фонд Кыргызской Республики   извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц. 

  1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:

Проблемы:

- КФХ

Самая многочисленная категория плательщиков – члены крестьянско-фермерских хозяйств (29,2%), которые платят взносы по символическим фиксированным ставкам (7,7 сомов в месяц в среднем), исходя из площади и плодородности земель. Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общих поступлениях взносов составляет всего 0,6%, при этом на выплату им пенсий направляется порядка 40% бюджета Пенсионного фонда.

Таким образом, размер их пенсии состоит в основном из базовой части пенсии, а не страховой, что создает актуарную несбалансированность, необоснованные недовольства низкими размерами пенсий, требования по значительному повышению, перераспределительные моменты в пенсионной системе.

В этой связи, единство пенсионной системы для всех категорий населения вступает в противоречие с дифференцированными ставками страховых взносов работодателей в разных отраслях экономики, что приводит к актуарной несбалансированности пенсионной системы.

- Ставка тарифа страховых взносов для юридических лиц с численностью наемных работников 50 человек и более и ИП, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности установлена в размере 12% от 40 процентов размера среднемесячной заработной платы. Таким образом в случае если у работника заработная плата превышает 40% размера СМЗ, то начисление и уплата страховых взносов производится от 40% от СМЗ, что составляет в среднем по республике 929 сомов. Тогда как для других категорий плательщиков размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями за работников, не может быть меньше суммы, исчисленной от 60 процентов среднемесячной заработной платы.

- Юридические лица с численностью наемных работников 50 человек и более и ИП, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности:

Для юридических лиц с численностью наемных работников 50 человек и более, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности льготные ставки действуют до 1 января 2027 года.

В этой связи до 1 января 2027 года, необходимо пересмотреть тарифы страховых взносов для юридических лиц с численностью наемных работников 50 человек и более, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности. Кроме того, в целях сохранения равных условий пересмотреть тарифы страховых взносов и для ИП, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности.

- В отношении работников строительных компаний:

Высокая доля неформальных трудовых отношений в строительных компаниях приводит ситуации когда работники сферы строительства остаются без социальных гарантий - пенсионного обеспечения, оплаты больничных, отпусков, пособий по увольнению и прочее.

Общеустановленная ставка тарифа страхового взносов - 27,25% (17,25% с работодателя и 10% с работника).

Нелегальный найм на работу - процедура найма и увольнения, а также возможность ухода от уплаты страховых взносов из-за мобильности, возможности субподряда по цепочке приводит к ситуации когда работники строительных компаний остаются без социальных гарантий – пенсионного обеспечения, оплаты больничных, отпусков, пособий по увольнению и прочее.

Среднегодовая численность работников в сфере строительства по базе СФКР составляет 854 чел., начисление страховых взносов – 64,3 млн. сомов.

При этом, по данным Нацстаткома за 2022 год численность работников в сфере строительства составляет 16831 чел., среднемесячная заработная плата – 20066 сомов. Занятые в неформальном секторе в сфере строительства (2021 г.) составляет 303,7 тыс. чел., или 94%.

  1. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:

Целями регулирования являются повышение справедливости пенсионной системы по отношению к различным категориям застрахованных граждан и эффективности через минимизацию перераспределительных моментов и решение проблемы актуарной несбалансированности пенсионной системы.

Способ решения.

Предлагается для КФХ свыше 1 га обязательное страхование с тарифом 6 % от усеченной СМЗ, при этом КФХ, владеющие земельной долей до 1 га предлагается освободить их от уплаты страховых взносов, с предоставлением права на добровольную уплату страховых взносов – 6%. Данный вариант регулирования предлагается с целью повышения справедливости пенсионной системы.

В отношении  юридических лиц с численностью наемных работников 50 человек и более и ИП, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности предлагается установить ставки тарифов страховых взносов аналогично МСБ (14%), при этом пересмотреть базу для исчисления страховых взносов для указанной категории плательщиков.

Для работников строительных компаний, осуществляющих строительство зданий, предлагается ставки тарифов аналогично МСБ (14%), но без привязки к обороту, при этом в целях унификации исчисления страховых взносов, производить от фактической заработной платы.

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

Предлагаемый вариант регулирования для КФХ будет способствовать повышению оптимизации условий формирования пенсионных прав и увеличению поступления страховых взносов и как следствие более достойное обеспечение государственным социальным страхованием застрахованных граждан.

В отношении юридических лиц с численностью наемных работников 50 человек и более и ИП, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности будет достигнута унификация базы для исчисления страховых взносов для всех категорий плательщиков.

Для организаций, осуществляющих строительство и строительно-монтажные работы с численностью наемных работников 50 человек и более, будет способствовать формализации трудовых отношений и в будущем получению доступа к пенсионной системе работников сферы строительства.

Оценка возможных неблагоприятных последствий:

Негативные последствия — отсутствуют

  1. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:
  2.  

- до 2015 года производилась от базовых ставок земельного налога, в среднем 315 сом в год (или 26 сом в месяц).

- в период с 2015-2016 гг. уплата страховых взносов производилась по ставкам тарифов привязанных к среднемесячной заработной плате, в среднем 700-800 сом в год.

- с 2017 года с учетом установления ставок тарифов страховых взносов аналогично базовым ставкам земельного налога, вместо, установленных ставок от среднемесячной заработной платы.

Удельный вес поступлений от КФХ (0,3 млрд.сом) в общем объеме страховых взносов (51,6 млрд.сомов) в 2022 году составил 0,6%.

Уплата страховых взносов: организованный сектор – 7274 сомов ежемесячно (27,25% от ФОТ), КФХ – 7,7 сомов ежемесячно.

При этом производя низкие отчисления страховых взносов, указанная категория граждан пользуется тем же объемом пенсионных прав, как и остальные застрахованные лица, потребность на выплату им пенсии составляет 40% из общей потребности (общая потребность-58,4 млрд.сом), которая покрывается за счет средств Пенсионного фонда и республиканского бюджета и только 0,3 млрд.сом (0,6%) за счет взносов КФХ.

Юридические лица с численностью наемных работников 50 человек и более и ИП, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности:

В свое время снижение тарифной нагрузки на юридические лица, осуществляющие деятельность в швейной и текстильной промышленности  было произведено в целях их поддержки и вывода из тени предпринимательской деятельности при содействии бизнес-ассоциаций, ведущих деятельность в данных отраслях.

Для юридических лиц, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности с численностью наемных работников 50 человек и более ставки  тарифов страховых взносов установлены в размере 12% от 40 % СМЗ (работодатель-2%, работник-10%).

Снижение тарифов страховых взносов должно было способствовать развитию промышленности, увеличению количества рабочих мест, созданию условий для вывода действующих предпринимателей из ненаблюдаемого сектора экономики, созданию благоприятных условий, в которых юридическим лицам, осуществляющим деятельность в текстильной отрасли, станет выгодно осуществлять внешнеторговые сделки.

При разработке данного закона были также введены временные ограничения до 1 января 2024 года, с тем, чтобы произвести наблюдения за субъектами швейной промышленности с образованием юридического лица и уточнялось, что в случае вывода реальной численности работников и как следствие увеличения поступивших страховых взносов данная практика будет продолжена. Далее период действия Закона был продлен до 1 января 2027 года.

Однако, как показывает практика значительного вывода из тени не произошло. Так по данным Социального фонда, численность работающих в юридических лицах, осуществляющих деятельность в швейной и текстильной промышленности по итогам 2019 года составляла 964 человек, а после предоставления льгот по итогам 2022 года 2367 человек, тогда как по неофициальным данным, в этой сфере производства насчитывается порядка 200 тыс. работников.

Вместе с тем следует отметить, что индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников, занятых в текстильном и швейном производствах уплачивают ежемесячно страховые взносы также в размере 12% от 40% СМЗ, при этом нет привязки к численности, так как у них  нет таких объемов как у юридических лиц данной отрасли.

Так сумма поступления от ИП, использующие труд наемных работников, занятых в текстильном и швейном производствах в 2012 году составила 12,8 млн сомов, а в 2022 году 28,0 млн сомов, что связано не с увеличением численности работников, а с ростом СМЗ (рост СМЗ 2022 г. к 2012 г. составил 2,4 раза).

            Эти данные свидетельствуют о том, что большая часть швейного производства находится в теневой экономике, и соответственно у работающих в этой отрасли в будущем либо будет отсутствовать пенсия, либо их пенсии будут установлены на мизерном уровне.

Также следует отметить, что в настоящее время для других категорий плательщиков исчисление суммы страховых взносов производится от фактической заработной платы, при этом размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями за работников не может быть меньше суммы, исчисленной от 60 процентов среднемесячной заработной платы.

Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

КФХ

Учитывая что для обеспечения достойной старости, снижения риска крайней бедности, для КФХ крайне выгодно производить уплату страховых взносов, предлагается КФХ до 1 га освободить их от уплаты страховых взносов, с предоставлением права на добровольную уплату страховых взносов.

На новый тариф перейдут КФХ владеющие свыше 1 га (свыше 1 га на каждого члена КФХ), численность которых составляет 7,2% от общей численности КФХ или свыше 31 тыс.чел.

Предлагаемые меры будут способствовать повышению справедливости пенсионной системы по отношению к различным категориям застрахованных граждан и эффективности через минимизацию перераспределительных моментов и решению проблемы актуарной несбалансированности пенсионной системы.

Юридические лица с численностью наемных работников 50 человек и более и ИП, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности:

Учитывая, что рассматриваемая швейная и текстильная отрасли являются одними из немногих отраслей, имеющих стабильный спрос на рабочую силу, предлагается ставки аналогично МСБ (14%), при этом в целях в целях унификации исчисления страховых взносов, производить от фактической заработной платы. При этом размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями за работников, не может быть меньше суммы, исчисленной от 60 % от размера среднемесячной заработной платы по соответствующему району или городу.

Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Дополнительных средств республиканского бюджета на выплаты пособий не потребуется, т.к. в настоящее время пенсия члена КФХ состоит на 99% из базовой части пенсии, выплачиваемой за счет средств республиканского бюджета.

 Просим ответить на следующие вопросы:

  • являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
  • является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
  • является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
  • какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
  • какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
  • существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
  • ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

 

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления

1.    Предложения принимаются:

 

по электронной почте

j.minjilkieva@sf.kg

на почтовый адрес

(г. Бишкек, Радищева 62)

2.    Срок приема предложений не позднее

23 июля 2023 года

3.    Срок размещения Реестра предложений и ответов на сайте Социального фонда   не позднее

23 июля 2023 года

 

Дата опубликования Уведомления —    23 июня  2023 года