Сравнительная таблица к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты

Сравнительная таблица

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты

Кыргызской Республики (в Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Бюджетный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», Закон Кыргызской Республики «О персонифицированном  учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования», Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», Закон Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине»)

 

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

 

Гражданский кодекс

Кыргызской Республики

часть I

Статья 99. Удовлетворение требований кредиторов

1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь - удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей в установленном законом порядке;

во вторую очередь - производятся расчеты по выплате выходных и социальных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), но не более чем за три месяца, и по основным суммам платежей по обязательному государственному социальному страхованию;

в третью очередь - удовлетворяются требования по основным суммам и процентам по ним не обеспеченных залогом кредиторов;

в четвертую очередь - производятся расчеты по основным суммам обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением основных сумм платежей по обязательному государственному социальному страхованию;

в пятую очередь - удовлетворяются требования по выплате неустойки (пени и штрафа) кредиторов третьей и четвертой очереди, включая проценты по основным суммам обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

После удовлетворения всех требований кредиторов остаток выплачивается (передается) учредителям (участникам) юридического лица.

Требования обеспеченных залогом кредиторов удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами в пределах суммы, полученной от реализации залога, в соответствии со статьей 324 настоящего Кодекса.

2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

3. В случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (ликвидатору). По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

5. При проведении процесса банкротства (несостоятельности) требования настоящей статьи применяются с особенностями, установленными статьей 100 настоящего Кодекса.

 

Статья 99. Удовлетворение требований кредиторов

1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь - удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей в установленном законом порядке;

во вторую очередь - производятся расчеты по выплате выходных и социальных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), но не более чем за три месяца, и по основным суммам платежей по обязательному государственному социальному страхованию;

в третью очередь - удовлетворяются требования по основным суммам и процентам по ним не обеспеченных залогом кредиторов;

        в четвертую очередь - производятся расчеты по основным суммам обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением основных сумм платежей по обязательному государственному социальному страхованию;

в пятую очередь - удовлетворяются требования по выплате неустойки (пени и штрафа) кредиторов второй, третьей и четвертой очереди, включая проценты по основным суммам обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

        После удовлетворения всех требований кредиторов остаток выплачивается (передается) учредителям (участникам) юридического лица.

Требования обеспеченных залогом кредиторов удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами в пределах суммы, полученной от реализации залога, в соответствии со статьей 324 настоящего Кодекса.

2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

3. В случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (ликвидатору). По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

        4. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

5. При проведении процесса банкротства (несостоятельности) требования настоящей статьи применяются с особенностями, установленными статьей 100 настоящего Кодекса.

Бюджетный кодекс

Кыргызской Республики

Статья 37. Доходы бюджета

1. Доходы бюджета Социального фонда включают:

1) обязательные страховые взносы страхователей и застрахованных лиц;

2) добровольные взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных);

3) пени и штрафы за несвоевременное и неполное перечисление страховых взносов;

4) средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

5) средства на выплату пенсий за особые условия труда, перечисляемые работодателями;

6) капитализируемые суммы для выплаты пенсий и пособий работникам ликвидируемых предприятий;

7) дивиденды по принадлежащим Социальному фонду акциям предприятий;

8) доходы, полученные от размещения свободных средств Социального фонда в виде депозитов в коммерческих банках;

9) ассигнования из республиканского бюджета;

10) инвестиционные доходы, полученные от инвестирования пенсионных активов застрахованных лиц;

 

 

 

 

 

 

 

 

11) гранты, полученные от международных организаций;

12) другие доходы, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

2. Социальный фонд вправе осуществлять заимствование в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

 

Статья 37. Доходы бюджета

1. Доходы бюджета Социального фонда включают:

1) обязательные страховые взносы страхователей и застрахованных лиц;

2) добровольные взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных);

3) пени и штрафы за несвоевременное и неполное перечисление страховых взносов;

4) средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

5) средства на выплату пенсий за особые условия труда, перечисляемые работодателями;

6) капитализируемые суммы для выплаты пенсий и пособий работникам ликвидируемых предприятий;

7) дивиденды по принадлежащим Социальному фонду акциям предприятий;

8) доходы, полученные от размещения свободных средств Социального фонда в виде депозитов в коммерческих банках;

9) ассигнования из республиканского бюджета;

10) инвестиционные доходы, полученные от инвестирования пенсионных активов застрахованных лиц;

10-1) доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, приобретенного на средства Социального фонда или полученного в счет погашения задолженности по страховым взносам, в полном объеме;

10-2) доходов, полученных от предоставления информации третьим лицам, от размещения рекламы, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики;

11) гранты, полученные от международных организаций;

12) другие доходы, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

2. Социальный фонд вправе осуществлять заимствование в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

 

Статья 38. Расходы бюджета

Расходы бюджета Социального фонда направляются на:

1) выплату пенсий и пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

2) выплату ритуальных пособий (на погребение);

3) выплату компенсации по трудовому увечью или профессиональному заболеванию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) финансирование обязательного медицинского страхования согласно законодательству Кыргызской Республики;

5) финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Социального фонда и государственных внебюджетных фондов, входящих в бюджет Социального фонда;

 

 

6) финансирование резервного фонда для обеспечения устойчивости бюджета Социального фонда;

7) финансирование фонда развития Социального фонда;

8) финансирование Фонда оздоровления трудящихся согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

Статья 38. Расходы бюджета

Расходы бюджета Социального фонда направляются на:

1) выплату пенсий и пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

2) выплату ритуальных пособий (на погребение);

3) выплату компенсации по трудовому увечью или профессиональному заболеванию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) финансирование обязательного медицинского страхования согласно законодательству Кыргызской Республики;

5) финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Социального фонда и государственных внебюджетных фондов, входящих в бюджет Социального фонда;

         5-1) административные расходы Социального фонда в размере не более 3%  от объема поступивших страховых взносов;

          6) финансирование резервного фонда для обеспечения устойчивости бюджета Социального фонда;

7) финансирование фонда развития Социального фонда;

8) финансирование Фонда оздоровления трудящихся согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

Закон Кыргызской Республики

«О государственном социальном страховании»

Статья 17. Компенсации по государственному социальному страхованию

За счет средств государственного социального страхования компенсируются расходы, связанные с оздоровлением застрахованных лиц и членов их семей, находящихся на их иждивении, а также касс здоровья в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О медицинском страховании граждан Кыргызской Республики" и иными нормативными правовыми актами.

 

 

Объем средств, направляемых на эти цели, и порядок их использования определяются Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 17. Компенсации по государственному социальному страхованию

За счет средств государственного социального страхования компенсируются расходы, связанные с оздоровлением застрахованных лиц и членов их семей, находящихся на их иждивении, а также расходы, связанные с обязательным медицинским страхованием, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О медицинском страховании граждан Кыргызской Республики" и иными нормативными правовыми актами.

 

Признан утратившим силу.

 

Статья 23. Начисление страховых взносов

1. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (дохода), выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (в том числе единовременные вознаграждения), а также за работу по договорам подряда, возмездного оказания услуг, поручения и авторские гонорары, выплаченные за выполненные работы.

Начисление и удержание страховых взносов производятся у источника выплаты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

2. Перечень видов оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утверждается Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 23. Начисление страховых взносов

1. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (дохода), включая вознаграждения, гарантийные, компенсационные и другие выплаты (в том числе единовременные), предусмотренные трудовым законодательством Кыргызской Республики, а также доход, полученный в результате предпринимательской и иной деятельности, и доход, полученный в результате гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, поручения, и авторские гонорары, выплаченные за выполненные работы.

2. Начисление и удержание страховых взносов производятся у источника выплаты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

3. Перечень видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы, устанавливается Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию.

Закон Кыргызской Республики

«О персонифицированном  учете граждан Кыргызской Республики

для целей обязательного государственного социального страхования»

Статья 11. Представление сведений о страховых взносах и трудовом стаже

Плательщики страховых взносов государственного социального страхования представляют в уполномоченный государственный орган по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Работодатель представляет в Социальный фонд Кыргызской Республики о каждом работающем у него застрахованном лице сообщение о занятости и заработной плате по установленной форме. Сообщение представляется по истечении отчетного месяца и (или) при увольнении работника и содержит следующие сведения:

1) персональный идентификационный номер;

2) фамилию, имя и отчество застрахованного;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным работодателем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным работодателем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера;

5) периоды деятельности (для исчисления трудового стажа) и виды деятельности, в том числе включенные в Список 1, и виды деятельности, дающие право на льготы при назначении пенсии;

6) сумму выплат (без возмещений) данному лицу за отчетный период;

7) суммы начисленных страховых взносов;

8) суммы уплаченных страховых взносов в условную часть страхового счета;

8-1) суммы уплаченных страховых взносов в накопительную часть страхового счета;

9) другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии и пособий.

Сведения, предусмотренные частью второй настоящей статьи, представляются в Социальный фонд Кыргызской Республики не позднее 20 числа каждого месяца по формам, определяемым Социальным фондом Кыргызской Республики. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу работодателем в этот же срок. Один экземпляр сообщения хранится у работодателя.

Сведения, указанные в части второй настоящей статьи, на застрахованных лиц, подавших заявление о выходе на пенсию, передаются в Социальный фонд Кыргызской Республики в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в Социальный фонд Кыргызской Республики, представляет следующие сведения:

1) персональный идентификационный номер;

2) фамилию, имя и отчество;

3) сумму заработка, на который начислялись страховые взносы государственного социального страхования;

3-1) суммы взносов в соответствии с пунктами 8 и 8-1 части второй настоящей статьи;

4) период, за который подаются сведения;

5) другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии: вид страхования, вид деятельности и т.д. в соответствии с требованиями сообщения.

Сведения, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, представляются в Социальный фонд Кыргызской Республики гражданином, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, ежегодно.

Гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в Социальный фонд Кыргызской Республики, при подаче заявления о выходе на пенсию передает указанные в части пятой настоящей статьи сведения в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

 

Статья 11. Представление сведений о страховых взносах и трудовом стаже

Плательщики страховых взносов государственного социального страхования представляют в уполномоченный государственный орган по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Работодатель представляет в Социальный фонд Кыргызской Республики о каждом работающем у него застрахованном лице сообщение о занятости и заработной плате по установленной форме. Сообщение представляется по истечении отчетного месяца и (или) при увольнении работника и содержит следующие сведения:

1) персональный идентификационный номер;

2) фамилию, имя и отчество застрахованного;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным работодателем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным работодателем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера;

5) периоды деятельности (для исчисления трудового стажа) и виды деятельности, в том числе включенные в Список 1, и виды деятельности, дающие право на льготы при назначении пенсии;

6) сумму выплат (без возмещений) данному лицу за отчетный период;

7) суммы начисленных страховых взносов;

8) суммы уплаченных страховых взносов в условную часть страхового счета;

8-1) суммы уплаченных страховых взносов в накопительную часть страхового счета;

9) другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии и пособий.

Сведения, предусмотренные частью второй настоящей статьи, представляются в Социальный фонд Кыргызской Республики не позднее 20 числа каждого месяца по формам, определяемым Социальным фондом Кыргызской Республики. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу работодателем в этот же срок. Один экземпляр сообщения хранится у работодателя.

Сведения, указанные в части второй настоящей статьи, на застрахованных лиц, подавших заявление о выходе на пенсию, передаются в Социальный фонд Кыргызской Республики в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в Социальный фонд Кыргызской Республики, представляет следующие сведения:

1) персональный идентификационный номер;

2) фамилию, имя и отчество;

3) сумму заработка, на который начислялись страховые взносы государственного социального страхования;

3-1) суммы взносов в соответствии с пунктами 8 и 8-1 части второй настоящей статьи;

4) период, за который подаются сведения;

5) другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии: вид страхования, вид деятельности и т.д. в соответствии с требованиями сообщения.

Сведения, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, представляются в Социальный фонд Кыргызской Республики гражданином, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, ежемесячно.

Гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в Социальный фонд Кыргызской Республики, при подаче заявления о выходе на пенсию передает указанные в части пятой настоящей статьи сведения в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

 

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Социального фонда Кыргызской Республики, работодателей и застрахованных лиц

Руководители, должностные лица органов Социального фонда Кыргызской Республики, участвующие в соответствии с настоящим Законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в личных страховых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Кыргызской Республики по вопросам защиты информации (персональных данных) от несанкционированного доступа. Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Работодатели и застрахованные лица, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Законом достоверных и в полном объеме сведений, несут административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

За непредставление в установленные сроки, представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного (индивидуального) учета в системе государственного социального страхования, применяются финансовые санкции в виде взыскания:

к работодателям - 5 процентов от общих начисленных страховых взносов за отчетный год;

к гражданам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, - 25 процентов от общих начисленных страховых взносов за отчетный год.

При обнаружении нарушений в представленных сведениях, необходимых для осуществления персонифицированного (индивидуального) учета в системе государственного социального страхования, региональные органы Социального фонда Кыргызской Республики направляют плательщикам уведомление об устранении обнаруженных нарушений.

Плательщики обязаны устранить требования, указанные в уведомлении, в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения уведомления. В случае неустранения в установленный срок требований, указанных в уведомлении, к плательщикам применяются финансовые санкции, предусмотренные настоящей статьей.

Взыскание указанной суммы производится органами Социального фонда Кыргызской Республики в бесспорном порядке.

 

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Социального фонда Кыргызской Республики, работодателей и застрахованных лиц

Руководители, должностные лица органов Социального фонда Кыргызской Республики, участвующие в соответствии с настоящим Законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в личных страховых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Кыргызской Республики по вопросам защиты информации (персональных данных) от несанкционированного доступа. Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Работодатели и застрахованные лица, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Законом достоверных и в полном объеме сведений, несут административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

За непредставление в установленные сроки, представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного (индивидуального) учета в системе государственного социального страхования, применяются финансовые санкции в виде взыскания:

к работодателям - 5 процентов от общих начисленных страховых взносов за отчетный год;

к гражданам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, - 25 процентов от общих начисленных страховых взносов за отчетный год.

При обнаружении нарушений в представленных сведениях, необходимых для осуществления персонифицированного (индивидуального) учета в системе государственного социального страхования, региональные органы Социального фонда Кыргызской Республики направляют плательщикам уведомление об устранении обнаруженных нарушений.

Плательщики обязаны устранить требования, указанные в уведомлении, в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения уведомления. В случае неустранения в установленный срок требований, указанных в уведомлении, к плательщикам применяются финансовые санкции, предусмотренные настоящей статьей.

Взыскание указанной суммы производится органами Социального фонда Кыргызской Республики в судебном порядке.

 

Закон Кыргызской Республики

«О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»

Статья 1. Плательщики страховых взносов по государственному социальному страхованию

Плательщиками страховых взносов по государственному социальному страхованию являются:

а) юридические лица, в том числе иностранные, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их обособленные подразделения (филиалы и представительства);

б) крестьянские (фермерские) хозяйства;

в) индивидуальные предприниматели и физические лица.

 

Статья 1. Плательщики страховых взносов по государственному социальному страхованию

Плательщиками страховых взносов по государственному социальному страхованию являются:

1) страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся:

а) юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие свою деятельность на территории Кыргызской Республики, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их обособленные подразделения (филиалы и представительства);

б) крестьянские (фермерские) хозяйства;

в) индивидуальные предприниматели и физические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие или временно пребывающие в Кыргызской Республике;

2) застрахованные лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся:

а) физические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие или временно пребывающие в Кыргызской Республике;

б) индивидуальные предприниматели;

в) члены крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статья 6. Ставки тарифов страховых взносов для индивидуальных предпринимателей

1. Тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги на основе общего налогового режима и/или специальных налоговых режимов путем приобретения обязательного патента по упрощенной системе налогообложения на основе единого налога или на основе налогового контракта, устанавливаются ежемесячно в размере 10 процентов от размера среднемесячной заработной платы. Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 8,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 1 процент;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента.

2. Тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги на основе специального налогового режима путем приобретения добровольного патента, в том числе осуществляющих деятельность на рынках путем реализации товара с контейнера, в павильонах, в киосках (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих доход от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества или осуществляющих деятельность на рынках путем реализации товара с лотков, торговых мест), устанавливаются ежемесячно в размере не менее 6 процентов, исчисленных от размера среднемесячной заработной платы, сложившейся в районах и городах республики за предыдущий календарный год.

Распределение сумм страховых взносов производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 89,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 10 процентов;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента.

Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

2-1. Тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках путем реализации товара с лотков, торговых мест, устанавливаются ежемесячно в размере не менее 3 процентов, исчисленных от размера среднемесячной заработной платы, сложившейся в районах и городах республики за предыдущий календарный год.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 89,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 10 процентов;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента.

Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

3. Индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников, начисление, уплату и распределение сумм страховых взносов по фондам за нанятых работников производят в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, за исключением наемных работников, занятых в текстильном и швейном производствах.

Для наемных работников, занятых в текстильном и швейном производствах, тарифы страховых взносов устанавливаются:

а) для работодателей - ежемесячно в размере 6 процентов, исчисленных от 40 процентов размера среднемесячной заработной платы.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 4,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 1 процент;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента;

б) для работников, за исключением работников-пенсионеров и работников-инвалидов I и II групп, - ежемесячно в размере 6 процентов, исчисленного от 40 процентов размера среднемесячной заработной платы.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 4 процента;

в Государственный накопительный фонд - 2 процента;

б-1) для работников-пенсионеров - ежемесячно в размере 4 процентов, исчисленных от 40 процентов размера среднемесячной заработной платы, в Пенсионный фонд;

для работников-инвалидов I и II групп (кроме инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц) - ежемесячно от всех видов выплат, начисленных в их пользу, независимо от источников финансирования, - в размере 2 процентов в Пенсионный фонд;

для нанятых работников, указанных в пункте "а" статьи 11-1 настоящего Закона, - в размере 6 процентов в Пенсионный фонд.

Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

4. Тарифы страховых взносов для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Кыргызской Республике, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, в том числе на рынках, устанавливаются ежемесячно в размере 3 процентов от размера среднемесячной заработной платы в солидарную часть Пенсионного фонда.

 

Статья 6. Ставки тарифов страховых взносов для индивидуальных предпринимателей

1. Тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги на основе общего налогового режима и/или специальных налоговых режимов путем приобретения обязательного патента по упрощенной системе налогообложения на основе единого налога или на основе налогового контракта, устанавливаются ежемесячно в размере 10 процентов от размера среднемесячной заработной платы. Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 8,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 1 процент;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента.

2. Тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги на основе специального налогового режима путем приобретения добровольного патента, в том числе осуществляющих деятельность на рынках путем реализации товара с контейнера, в павильонах, в киосках (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих доход от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества или осуществляющих деятельность на рынках путем реализации товара с лотков, торговых мест), устанавливаются ежемесячно в размере не менее 6 процентов, исчисленных от размера среднемесячной заработной платы, сложившейся в районах и городах республики за предыдущий календарный год.

Распределение сумм страховых взносов производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 89,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 10 процентов;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента.

Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

2-1. Тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках путем реализации товара с лотков, торговых мест, устанавливаются ежемесячно в размере не менее 3 процентов, исчисленных от размера среднемесячной заработной платы, сложившейся в районах и городах республики за предыдущий календарный год.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 89,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 10 процентов;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента.

Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

3. Индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников, начисление, уплату и распределение сумм страховых взносов по фондам за нанятых работников производят в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, за исключением наемных работников, занятых в текстильном и швейном производствах.

Для наемных работников, занятых в текстильном и швейном производствах, тарифы страховых взносов устанавливаются:

а) для работодателей - ежемесячно в размере 6 процентов, исчисленных от 40 процентов размера среднемесячной заработной платы.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 4,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 1 процент;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента;

б) для работников, за исключением работников-пенсионеров и работников-инвалидов I и II групп, - ежемесячно в размере 6 процентов, исчисленного от 40 процентов размера среднемесячной заработной платы.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 4 процента;

в Государственный накопительный фонд - 2 процента;

б-1) для работников-пенсионеров - ежемесячно в размере 4 процентов, исчисленных от 40 процентов размера среднемесячной заработной платы, в Пенсионный фонд;

для работников-инвалидов I и II групп (кроме инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц) - ежемесячно от всех видов выплат, начисленных в их пользу, независимо от источников финансирования, - в размере 2 процентов в Пенсионный фонд;

для нанятых работников, указанных в пункте "а" статьи 11-1 настоящего Закона, - в размере 6 процентов в Пенсионный фонд.

Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

4. Тарифы страховых взносов для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Кыргызской Республике, получающих доходы по гражданско-правовым договорам (контракты), а также для занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, в том числе на рынках, устанавливаются ежемесячно в размере 3 процентов от размера среднемесячной заработной платы в солидарную часть Пенсионного фонда.

Уплата страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

Статья 7. Ставки тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков

1. Индивидуальные предприниматели и физические лица, получающие доход за сдачу в аренду движимого и недвижимого имущества (кроме сельскохозяйственных угодий), уплату страховых взносов производят ежемесячно в размере не менее 10 процентов от размера среднемесячной заработной платы.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 8,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 1 процент;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента.

2. Тарифы страховых взносов для физических лиц, владеющих земельной долей и/или участком сельскохозяйственного назначения или его частью, но не являющихся членами крестьянского (фермерского) хозяйства или получающих доход за сдачу в аренду своей земельной доли и/или участка или его части, а также для физических лиц - арендаторов земель крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливаются в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.

3. При передаче в аренду физическим лицам земли из земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий (за исключением пастбищ), участков лесного фонда страховые взносы уплачиваются арендатором земли, участка в размерах и порядке, которые установлены в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона. При этом тарифы страховых взносов для участков лесного фонда приравниваются к базовым ставкам земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, предусмотренным для многолетних насаждений.

При предоставлении физическим лицам права на использование пастбищ страховые взносы уплачиваются пастбищепользователем в размерах и порядке, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.

4. Физические лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, работающие на основании выданных лицензий, а также получающие гонорары (вознаграждение), уплачивают страховые взносы в размере не менее 10 процентов от полученного гонорара (вознаграждения).

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 90 процентов;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 10 процентов.

 

Статья 7. Ставки тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков

1. Индивидуальные предприниматели и физические лица, получающие доход за сдачу в аренду движимого и недвижимого имущества (кроме сельскохозяйственных угодий), уплату страховых взносов производят ежемесячно в размере не менее 10 процентов от размера среднемесячной заработной платы.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 8,75 процента;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 1 процент;

в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента.

2. Тарифы страховых взносов для физических лиц, владеющих земельной долей и/или участком сельскохозяйственного назначения или его частью, но не являющихся членами крестьянского (фермерского) хозяйства, или получающих доход за сдачу в аренду своей земельной доли и/или участка или его части, а также для физических лиц - арендаторов земель крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливаются в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.

3. При передаче в аренду физическим лицам земли из земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий (за исключением пастбищ), участков лесного фонда страховые взносы уплачиваются арендатором земли, участка в размерах и порядке, которые установлены в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона. При этом тарифы страховых взносов для участков лесного фонда приравниваются к базовым ставкам земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, предусмотренным для многолетних насаждений.

При предоставлении физическим лицам права на использование пастбищ страховые взносы уплачиваются пастбищепользователем в размерах и порядке, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.

4. Физические лица, осуществляющие свою деятельность на основании выданных лицензий, а также получающие гонорары, вознаграждения, любые виды выплат и других доходов, уплачивают страховые взносы в размере не менее 10 процентов от полученного дохода.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 90 процентов;

в Фонд обязательного медицинского страхования - 10 процентов.

 

Статья 10. Добровольная уплата страховых взносов

 

1. Добровольная уплата может осуществляться в любом размере, но не менее 8 процентов от размера среднемесячной заработной платы в Пенсионный фонд или не менее 10 процентов от размера среднемесячной заработной платы, с распределением сумм страховых взносов по фондам в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 8 процентов;

в Государственный накопительный пенсионный фонд - 2 процента.

2. Добровольная уплата страховых взносов осуществляется исключительно за текущий месяц и на предстоящий период в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

3. В целях восстановления страхового стажа и накопления страховых взносов на личном страховом счете за период с января 1996 года гражданами Кыргызской Республики, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также юридическими лицами в пользу физических лиц могут быть уплачены страховые взносы в любом размере, но не менее 8 процентов от размера среднемесячной заработной платы в месяц в Пенсионный фонд.

Статья 10. Добровольная уплата страховых взносов и восстановление страхового стажа

1. Добровольная уплата может осуществляться в любом размере, но не менее 8 процентов от размера среднемесячной заработной платы в Пенсионный фонд или не менее 10 процентов от размера среднемесячной заработной платы, с распределением сумм страховых взносов по фондам в следующих размерах:

в Пенсионный фонд - 8 процентов;

в Государственный накопительный пенсионный фонд - 2 процента.

2. Добровольная уплата страховых взносов осуществляется исключительно за текущий месяц и на предстоящий период в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

3. В целях восстановления страхового стажа и накопления страховых взносов на личном страховом счете за период с января 1996 года гражданами Кыргызской Республики, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также юридическими лицами в пользу физических лиц могут быть уплачены страховые взносы в любом размере, но не менее 8 процентов от размера среднемесячной заработной платы в месяц в Пенсионный фонд.

Статья 14-2. Вступление в силу изменений ставок тарифов страховых взносов

Изменения и/или дополнения в настоящий Закон, предусматривающие увеличение размера ставок тарифов страховых взносов, вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования.

 

Статья 14-2. Вступление в силу изменений ставок тарифов страховых взносов

1. Запрещается включать в законодательство, не являющемся законодательством о государственном социальном страховании, нормы, регулирующие правоотношения по установлению, введению в действие и взиманию страховых взносов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. Изменения в настоящий Закон, предусматривающие изменение размера ставок тарифов страховых взносов, вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования, за исключением изменений, вносимых в соответствии с международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Закон Кыргызской Республики

«О Социальном фонде Кыргызской Республики

Статья 4. Средства Социального фонда

Средства Социального фонда формируются за счет:

- страховых взносов работодателей, работающих граждан и других лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, за исключением страховых взносов, поступающих в Государственный накопительный пенсионный фонд, и инвестиционного дохода, полученного от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений;

- ассигнований из республиканского бюджета, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

- пени, штрафов и процентов за несвоевременное и неполное перечисление страховых взносов;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

- средств на выплату пенсий за особые условия труда, перечисляемых работодателями;

- капитализируемых сумм для выплаты пенсий и пособий работникам ликвидируемых предприятий;

- дивидендов по акциям предприятий, принадлежащим Социальному фонду;

- добровольных взносов юридических и физических лиц Кыргызской Республики и иностранных граждан;

- доходов, полученных от размещения свободных средств Социального фонда;

- (абзац 11 утратил силу в соответствии с Законом КР от 17 ноября 2016 года N 178)

- доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, принадлежащего Социальному фонду на праве оперативного управления, в полном объеме;

 

 

 

 

- других поступлений, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

Средства Социального фонда направляются:

- на выплату пенсий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- на выплату пособий ритуальных пособий (на погребение);

- на выплату компенсации по трудовому увечью или профессиональному заболеванию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- на финансирование обязательного медицинского страхования согласно законодательству Кыргызской Республики;

- на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Социального фонда;

- на создание резервного фонда для обеспечения финансовой устойчивости Социального фонда. Порядок создания и использования резервного фонда определяется Наблюдательным советом по управлению государственным социальным страхованием;

- на образование фонда развития Социального фонда в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Порядок использования фонда развития определяется Наблюдательным советом по управлению государственным социальным страхованием;

- на финансирование расходов по оздоровлению и отдыху застрахованных лиц и членов их семей, находящихся на их иждивении, согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

Статья 4. Средства Социального фонда

Средства Социального фонда формируются за счет:

- страховых взносов работодателей, работающих граждан и других лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, за исключением страховых взносов, поступающих в Государственный накопительный пенсионный фонд, и инвестиционного дохода, полученного от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений;

- ассигнований из республиканского бюджета, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

- пени, штрафов и процентов за несвоевременное и неполное перечисление страховых взносов;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

- средств на выплату пенсий за особые условия труда, перечисляемых работодателями;

- капитализируемых сумм для выплаты пенсий и пособий работникам ликвидируемых предприятий;

- дивидендов по акциям предприятий, принадлежащим Социальному фонду;

- добровольных взносов юридических и физических лиц Кыргызской Республики и иностранных граждан;

- доходов, полученных от размещения свободных средств Социального фонда;

- (абзац 11 утратил силу в соответствии с Законом КР от 17 ноября 2016 года N 178)

- доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, приобретенного на средства Социального фонда или полученного в счет погашения задолженности по страховым взносам, в полном объеме;

- доходов, полученных от предоставления информации третьим лицам, от размещения рекламы, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики;

- других поступлений, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

Средства Социального фонда направляются:

- на выплату пенсий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- на выплату пособий ритуальных пособий (на погребение);

- на выплату компенсации по трудовому увечью или профессиональному заболеванию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- на финансирование обязательного медицинского страхования согласно законодательству Кыргызской Республики;

- на финансовое и материально-техническое обеспечение;

- на создание резервного фонда для обеспечения финансовой устойчивости Социального фонда. Порядок создания и использования резервного фонда определяется Наблюдательным советом по управлению государственным социальным страхованием;

- на образование фонда развития Социального фонда в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Порядок использования фонда развития определяется Наблюдательным советом по управлению государственным социальным страхованием;

- на финансирование расходов по оздоровлению и отдыху застрахованных лиц и членов их семей, находящихся на их иждивении, согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

 

Статья 10-1. Взаимодействие Социального фонда с другими субъектами

Плательщики страховых взносов, финансово-кредитные учреждения, правоохранительные, налоговые органы, органы статистики, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и актов гражданского состояния, и другие государственные органы обязаны представлять сведения по запросу Социального фонда, необходимые для контроля за начислением и уплатой страховых взносов и для назначения и выплаты пенсий и пособий по государственному социальному страхованию.

Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине»

Статья 6. Льготы по уплате государственной пошлины

1. От взимания государственной пошлины по результатам рассмотрения дел в суде освобождаются:

1) истцы - по искам о взыскании заработной платы и других сумм в порядке оплаты труда и другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;

2) истцы - по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность;

3) истцы - по искам о взыскании алиментов;

4) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца;

5) Социальный фонд Кыргызской Республики и его органы - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи; по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий; по искам о взыскании с граждан обязательных платежей; по искам о взыскании задолженностей по страховым взносам обязательного государственного социального страхования; по искам имущественного характера, взысканные суммы по которым направляются на финансирование пенсий и пособий;

6) истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;

7) стороны - с апелляционных жалоб по делам о расторжении брака;

8) стороны - по спорам и регрессным искам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

 

9) физические и юридические лица - за выдачу им документов в связи с рассмотрением уголовных дел и дел о взыскании алиментов;

10) граждане - за выдачу или за свидетельствование верности копий документов, необходимых для получения государственных пособий и пенсий, а также по делам опеки и усыновления (удочерения);

11) государственные и общественные органы, физические и юридические лица, обратившиеся в случаях, предусмотренных законом, в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц;

12) граждане - с апелляционных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением;

13) органы внутренних дел - истцы - по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей;

14) финансовые органы - за подачу в суд заявлений по делам особого производства;

15) физические и юридические лица - за подачу в суд:

- заявлений об отмене судебных актов о прекращении дел или оставлении их без рассмотрения, отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменений способа и порядка исполнения судебного акта, обеспечении исков или о замене одного вида обеспечения другим;

- заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

- заявлений о сложении или уменьшении штрафов, наложенных судом;

- заявлений о восстановлении пропущенных сроков, а также жалоб на действия судебных исполнителей;

- частных жалоб на судебные акты об отказе в сложении или уменьшении штрафов, других частных жалоб на судебные акты;

- жалоб на акты по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

16) прокурор - по искам, подаваемым в интересах физических и юридических лиц, а также в защиту общественных и государственных интересов;

17) налоговые, таможенные и иные финансовые органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков во всех инстанциях, - по искам о ликвидации юридических лиц любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством; о признании государственной регистрации юридических лиц недействительной в случае нарушения установленного порядка создания юридического лица или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства; о взыскании доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании суммы всего приобретенного в результате других незаконных действий;

18) общественные организации инвалидов, общества слепых и глухих, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения - по всем искам, подаваемым в суд;

19) природоохранные органы - по искам о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, нарушением правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов;

20) истец - уполномоченный государственный орган по управлению государственным имуществом - по искам, связанным с вопросами разгосударствления и приватизации государственного имущества и взысканием задолженности по кредитам и дивидендам, начисленным на государственный пакет акций;

21) истцы - по искам, связанным с неуплатой штрафа в срок за нарушение правил по стандартизации, метрологии и сертификации;

22) истцы - по искам, связанным с защитой прав потребителей;

23) администратор (ликвидатор) - в соответствии с законами Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" и "О консервации, ликвидации и банкротстве банков" в качестве истца и ответчика по всем делам в интересах лица, в отношении которого проводится процесс банкротства или процедура ликвидации;

24) государственный орган по делам о банкротстве и его территориальные органы - по заявлениям о признании должника банкротом;

25) уполномоченный государственный орган в области науки и интеллектуальной собственности - по искам, непосредственно связанным с выполнением функций и полномочий, определенных соответствующим законодательством Кыргызской Республики;

26) уполномоченный государственный орган по антимонопольной политике - по искам о взыскании штрафных и экономических санкций в бюджет и по искам о принуждении к исполнению акта уполномоченного государственного органа по антимонопольной политике;

27) уполномоченный государственный орган по рынку ценных бумаг - по искам, связанным с вопросами, отнесенными к его компетенции, в том числе о признании недействительными сделок с ценными бумагами и признании недействительными выпуск ценных бумаг;

28) государственные органы, выступающие в качестве истцов, - по регрессным искам к лицам, причинившим ущерб при осуществлении служебных обязанностей;

29) уполномоченный государственный орган по государственным материальным резервам - по искам, непосредственно связанным с выполнением функций и полномочий, определенных соответствующим законодательством Кыргызской Республики;

30) уполномоченный государственный орган по контролю за производством, хранением и реализацией спирта и алкогольной продукции - истец по защите интересов в сфере государственной монополии на производство и оборот спирта и алкогольной продукции, а также по возмещению причиненного ущерба;

31) уполномоченный государственный орган по санитарному надзору - истец по искам, связанным с нарушением санитарного законодательства;

32) первые секретари Центрального Комитета Коммунистической партии Киргизии, проработавшие на этой должности не менее 5 лет, - по искам, связанным с защитой своей чести и достоинства;

33) Правительство Кыргызской Республики - в качестве истца и ответчика по всем делам.

Суд или судья имеет право полностью или частично освобождать от взимания государственной пошлины по судебным делам малоимущих и малообеспеченных граждан - истцов, категории которых определяются Правительством Кыргызской Республики.

 

)

3. В органах, совершающих нотариальные действия, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) граждане - за свидетельствование верности копий (дубликатов) документов, необходимых для получения государственных пособий, а также по делам опеки усыновления (удочерения);

2) граждане - за удостоверение их завещаний и договоров дарения имущества в пользу государства;

3) налоговые и финансовые органы - за выдачу им свидетельств или их дубликатов о праве государства на наследство, а также всех документов, необходимых для получения свидетельств и их дубликатов;

4) общественные организации инвалидов, общества слепых и глухих, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения - по всем нотариальным действиям;

5) юридические лица и граждане - за выдачу им свидетельств о праве на наследство:

- имущества лиц, погибших при защите государства в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Кыргызской Республики по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

- жилого дома (квартиры) или пая в жилищно-строительном кооперативе, если они совместно проживали с наследодателем, были прописаны на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (квартире) после его смерти;

- вкладов в банках, страховых сумм по договору личного имущественного страхования, облигаций государственных займов, сумм оплаты труда, авторских прав, сумм авторского гонорара и вознаграждений за открытия, изобретения и промышленные образцы;

 

 

6) Национальный банк Кыргызской Республики и его учреждения - по всем нотариальным действиям;

7) граждане - за удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий;

8) матери - за свидетельствование верности копий (дубликатов) документов по делам о награждении их орденами и медалями за многодетность;

9) воинские части, учреждения, предприятия и организации Кыргызской Республики - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженностей в возмещение ущерба;

10) школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности за содержание их детей в школах-интернатах;

11) финансовые органы - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности за содержание их детей в профессиональных училищах, лицеях системы начального профессионального образования уполномоченного государственного органа в области труда и социальной защиты Кыргызской Республики;

12) наследники рабочих и служащих, которые были застрахованы за счет средств предприятий, организаций и учреждений на случай смерти и гибели в результате несчастного случая по месту работы (службы), - за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследования страхового вознаграждения;

13) граждане, страдающие душевной болезнью или слабоумием, над которыми учреждена опека в установленном законодательством порядке, - за получение свидетельства о наследовании ими имущества;

14) инвалиды и участники Великой Отечественной войны и их жены, а также другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Родины или при исполнении других обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, - по всем нотариальным действиям;

15) лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, - за свидетельствование верности копий (дубликатов) документов, необходимых для предоставления льгот;

16) граждане - за выдачу им свидетельств о праве наследования страховых сумм по обязательному страхованию пассажиров и страховых возмещений по обязательному страхованию имущества, принадлежащего гражданам;

17) реабилитированные граждане, члены их семей, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, и наследники по закону, относящиеся к первой очереди, - за все совершаемые для них действия, связанные с реабилитацией и возмещением ущерба;

18) организации по авторским правам - за совершение исполнительных надписей о взыскании вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским правам;

19) малоимущие граждане, среднедушевой доход семьи которых ниже черты бедности, - по всем нотариальным действиям.

         

          4. По делам о выезде из Кыргызской Республики в другие государства от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) граждане - за выдачу им дипломатических и служебных паспортов;

2) иностранные туристы - за регистрацию их документов;

3) граждане, вызываемые в иностранные суды в соответствии с договорами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам в качестве стороны, свидетелей, потерпевших и экспертов по гражданским и уголовным делам, - за выдачу им разрешений и документов на право выезда за границу;

4) учащиеся и студенты, выезжающие на учебу или для прохождения производственной практики, - за выдачу им общегражданского паспорта гражданина.

5. От уплаты государственной пошлины за регистрацию граждан по месту жительства освобождаются:

1) престарелые и инвалиды, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

2) учащиеся школ-интернатов и учреждений начального профессионального образования, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в общежитиях.

6. В органах, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, от государственной пошлины освобождаются:

1) образовательные организации, комиссии по делам несовершеннолетних - за выдачу дубликатов свидетельств о рождении для направления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во все детские интернатные учреждения;

2) граждане - за регистрацию рождения, смерти, усыновления (удочерения) и установления отцовства, за выдачу им свидетельства при изменении, дополнении и исправлении записей актов о рождении в случаях установления отцовства, усыновления (удочерения), в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния;

3) граждане - за выдачу им на основании судебного решения свидетельств о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет;

 

 

4) граждане - за выдачу им дубликатов или замену ранее выданных свидетельств о смерти реабилитированных родственников;

5) граждане - за регистрацию актов гражданского состояния;

6) граждане - за выдачу им свидетельств о смерти военнослужащих и военных специалистов, погибших в период прохождения военной службы в мирное время, в связи с изменением, дополнением и исправлением записей, а также за выдачу дубликатов свидетельств.

7. От уплаты государственной пошлины при получении паспорта и общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики освобождаются:

- впервые получающие граждане;

- безработные граждане, состоящие на учете по месту жительства и получающие пособия по безработице;

- этнические кыргызы, возвращающиеся на постоянное место жительства в Кыргызскую Республику.

 

Статья 6. Льготы по уплате государственной пошлины

1. От взимания государственной пошлины по результатам рассмотрения дел в суде освобождаются:

1) истцы - по искам о взыскании заработной платы и других сумм в порядке оплаты труда и другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;

2) истцы - по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность;

3) истцы - по искам о взыскании алиментов;

4) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца;

5) Социальный фонд Кыргызской Республики и его органы - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи; по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий; по искам о взыскании с граждан обязательных платежей; по искам о взыскании задолженностей по страховым взносам обязательного государственного социального страхования; по искам имущественного характера, взысканные суммы по которым направляются на финансирование пенсий и пособий;

6) истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;

7) стороны - с апелляционных жалоб по делам о расторжении брака;

8) стороны - по спорам и регрессным искам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

9) физические и юридические лица - за выдачу им документов в связи с рассмотрением уголовных дел и дел о взыскании алиментов;

10) граждане - за выдачу или за свидетельствование верности копий документов, необходимых для получения государственных пособий и пенсий, а также по делам опеки и усыновления (удочерения);

11) государственные и общественные органы, физические и юридические лица, обратившиеся в случаях, предусмотренных законом, в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц;

12) граждане - с апелляционных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением;

13) органы внутренних дел - истцы - по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей;

14) финансовые органы - за подачу в суд заявлений по делам особого производства;

15) физические и юридические лица - за подачу в суд:

- заявлений об отмене судебных актов о прекращении дел или оставлении их без рассмотрения, отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменений способа и порядка исполнения судебного акта, обеспечении исков или о замене одного вида обеспечения другим;

- заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

- заявлений о сложении или уменьшении штрафов, наложенных судом;

- заявлений о восстановлении пропущенных сроков, а также жалоб на действия судебных исполнителей;

- частных жалоб на судебные акты об отказе в сложении или уменьшении штрафов, других частных жалоб на судебные акты;

- жалоб на акты по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

16) прокурор - по искам, подаваемым в интересах физических и юридических лиц, а также в защиту общественных и государственных интересов;

17) налоговые, таможенные и иные финансовые органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков во всех инстанциях, - по искам о ликвидации юридических лиц любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством; о признании государственной регистрации юридических лиц недействительной в случае нарушения установленного порядка создания юридического лица или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства; о взыскании доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании суммы всего приобретенного в результате других незаконных действий;

18) общественные организации инвалидов, общества слепых и глухих, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения - по всем искам, подаваемым в суд;

19) природоохранные органы - по искам о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, нарушением правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов;

20) истец - уполномоченный государственный орган по управлению государственным имуществом - по искам, связанным с вопросами разгосударствления и приватизации государственного имущества и взысканием задолженности по кредитам и дивидендам, начисленным на государственный пакет акций;

21) истцы - по искам, связанным с неуплатой штрафа в срок за нарушение правил по стандартизации, метрологии и сертификации;

22) истцы - по искам, связанным с защитой прав потребителей;

23) администратор (ликвидатор) - в соответствии с законами Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" и "О консервации, ликвидации и банкротстве банков" в качестве истца и ответчика по всем делам в интересах лица, в отношении которого проводится процесс банкротства или процедура ликвидации;

24) государственный орган по делам о банкротстве и его территориальные органы - по заявлениям о признании должника банкротом;

25) уполномоченный государственный орган в области науки и интеллектуальной собственности - по искам, непосредственно связанным с выполнением функций и полномочий, определенных соответствующим законодательством Кыргызской Республики;

26) уполномоченный государственный орган по антимонопольной политике - по искам о взыскании штрафных и экономических санкций в бюджет и по искам о принуждении к исполнению акта уполномоченного государственного органа по антимонопольной политике;

27) уполномоченный государственный орган по рынку ценных бумаг - по искам, связанным с вопросами, отнесенными к его компетенции, в том числе о признании недействительными сделок с ценными бумагами и признании недействительными выпуск ценных бумаг;

28) государственные органы, выступающие в качестве истцов, - по регрессным искам к лицам, причинившим ущерб при осуществлении служебных обязанностей;

29) уполномоченный государственный орган по государственным материальным резервам - по искам, непосредственно связанным с выполнением функций и полномочий, определенных соответствующим законодательством Кыргызской Республики;

30) уполномоченный государственный орган по контролю за производством, хранением и реализацией спирта и алкогольной продукции - истец по защите интересов в сфере государственной монополии на производство и оборот спирта и алкогольной продукции, а также по возмещению причиненного ущерба;

31) уполномоченный государственный орган по санитарному надзору - истец по искам, связанным с нарушением санитарного законодательства;

32) первые секретари Центрального Комитета Коммунистической партии Киргизии, проработавшие на этой должности не менее 5 лет, - по искам, связанным с защитой своей чести и достоинства;

33) Правительство Кыргызской Республики - в качестве истца и ответчика по всем делам.

Суд или судья имеет право полностью или частично освобождать от взимания государственной пошлины по судебным делам малоимущих и малообеспеченных граждан - истцов, категории которых определяются Правительством Кыргызской Республики.

3. В органах, совершающих нотариальные действия, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) граждане - за свидетельствование верности копий (дубликатов) документов, необходимых для получения государственных пособий, а также по делам опеки усыновления (удочерения);

2) граждане - за удостоверение их завещаний и договоров дарения имущества в пользу государства;

3) налоговые и финансовые органы - за выдачу им свидетельств или их дубликатов о праве государства на наследство, а также всех документов, необходимых для получения свидетельств и их дубликатов;

4) общественные организации инвалидов, общества слепых и глухих, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения - по всем нотариальным действиям;

5) юридические лица и граждане - за выдачу им свидетельств о праве на наследство:

- имущества лиц, погибших при защите государства в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Кыргызской Республики по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

- жилого дома (квартиры) или пая в жилищно-строительном кооперативе, если они совместно проживали с наследодателем, были прописаны на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (квартире) после его смерти;

- вкладов в банках, страховых сумм по договору личного имущественного страхования, облигаций государственных займов, сумм оплаты труда, авторских прав, сумм авторского гонорара и вознаграждений за открытия, изобретения и промышленные образцы, средств пенсионных накоплений по государственному социальному страхованию;

6) Национальный банк Кыргызской Республики и его учреждения - по всем нотариальным действиям;

7) граждане - за удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий;

8) матери - за свидетельствование верности копий (дубликатов) документов по делам о награждении их орденами и медалями за многодетность;

9) воинские части, учреждения, предприятия и организации Кыргызской Республики - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженностей в возмещение ущерба;

10) школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности за содержание их детей в школах-интернатах;

11) финансовые органы - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности за содержание их детей в профессиональных училищах, лицеях системы начального профессионального образования уполномоченного государственного органа в области труда и социальной защиты Кыргызской Республики;

12) наследники рабочих и служащих, которые были застрахованы за счет средств предприятий, организаций и учреждений на случай смерти и гибели в результате несчастного случая по месту работы (службы), - за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследования страхового вознаграждения;

13) граждане, страдающие душевной болезнью или слабоумием, над которыми учреждена опека в установленном законодательством порядке, - за получение свидетельства о наследовании ими имущества;

14) инвалиды и участники Великой Отечественной войны и их жены, а также другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Родины или при исполнении других обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, - по всем нотариальным действиям;

15) лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, - за свидетельствование верности копий (дубликатов) документов, необходимых для предоставления льгот;

16) граждане - за выдачу им свидетельств о праве наследования страховых сумм по обязательному страхованию пассажиров и страховых возмещений по обязательному страхованию имущества, принадлежащего гражданам;

17) реабилитированные граждане, члены их семей, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, и наследники по закону, относящиеся к первой очереди, - за все совершаемые для них действия, связанные с реабилитацией и возмещением ущерба;

18) организации по авторским правам - за совершение исполнительных надписей о взыскании вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским правам;

19) малоимущие граждане, среднедушевой доход семьи которых ниже черты бедности, - по всем нотариальным действиям;

 

4. По делам о выезде из Кыргызской Республики в другие государства от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) граждане - за выдачу им дипломатических и служебных паспортов;

2) иностранные туристы - за регистрацию их документов;

3) граждане, вызываемые в иностранные суды в соответствии с договорами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам в качестве стороны, свидетелей, потерпевших и экспертов по гражданским и уголовным делам, - за выдачу им разрешений и документов на право выезда за границу;

4) учащиеся и студенты, выезжающие на учебу или для прохождения производственной практики, - за выдачу им общегражданского паспорта гражданина.

5. От уплаты государственной пошлины за регистрацию граждан по месту жительства освобождаются:

1) престарелые и инвалиды, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

2) учащиеся школ-интернатов и учреждений начального профессионального образования, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в общежитиях.

6. В органах, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, от государственной пошлины освобождаются:

1) образовательные организации, комиссии по делам несовершеннолетних - за выдачу дубликатов свидетельств о рождении для направления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во все детские интернатные учреждения;

2) граждане - за регистрацию рождения, смерти, усыновления (удочерения) и установления отцовства, за выдачу им свидетельства при изменении, дополнении и исправлении записей актов о рождении в случаях установления отцовства, усыновления (удочерения), в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния;

3) граждане - за выдачу им на основании судебного решения свидетельств о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет;

4) граждане - за выдачу им дубликатов или замену ранее выданных свидетельств о смерти реабилитированных родственников;

5) граждане - за регистрацию актов гражданского состояния;

6) граждане - за выдачу им свидетельств о смерти военнослужащих и военных специалистов, погибших в период прохождения военной службы в мирное время, в связи с изменением, дополнением и исправлением записей, а также за выдачу дубликатов свидетельств.

7. От уплаты государственной пошлины при получении паспорта и общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики освобождаются:

- впервые получающие граждане;

- безработные граждане, состоящие на учете по месту жительства и получающие пособия по безработице;

- этнические кыргызы, возвращающиеся на постоянное место жительства в Кыргызскую Республику.

 

 

Председатель Социального фонда

Кыргызской Республики                                                                                                                                                 Т. Абжапаров