Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики

Справка-обоснование

к проекту Закона Кыргызской Республики

О внесении изменений в некоторые законодательные акты

Кыргызской Республики (в Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Бюджетный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики

 «О государственном социальном страховании», Закон Кыргызской Республики

«О персонифицированном учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования», Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», Закон Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине») 

 

  1. Цели и задачи

Настоящий проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Бюджетный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», Закон Кыргызской Республики «О персонифицированном учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования», Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», Закон Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине»)  разработан во исполнение рекомендаций Совета по регулятивной реформе.

Задачей является совершенствование законодательства Кыргызской Республики в сфере государственного социального страхования граждан в Кыргызской Республике.

  1. Описательная часть

Согласно протоколу заседания Совета по регулятивной реформе № 7 от 1 декабря 2017 года (исх. 3 16-39228 от 7.12.2017 года) на 7 заседании Совета по регулятивной реформы были рассмотрены и одобрены рекомендации по внесению изменений в ряд нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Так, предлагается внести изменения(в Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Бюджетный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», Закон Кыргызской Республики «О персонифицированном учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования», Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», Закон Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине».

Гражданский кодекс Кыргызской Республики

В целях устранения пробела в законодательстве, проектом Закона предлагается определить очередность удовлетворения требований кредиторов второй очереди по выплате неустойки (пени и штрафа), поскольку, статья 99 Гражданского кодекса Кыргызской Республики устанавливает порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, в соответствии с пунктом 1 указанной статьи требования кредиторов удовлетворяются по очередности. При этом, во вторую очередь наряду с выплатой выходных и социальных пособий и оплатой труда работникам производятся расчеты по основным суммам платежей по обязательному государственному социальному страхованию. Однако, данная статья не содержит норм по установлению очередности удовлетворения требований кредиторов второй очереди по выплате неустойки (пени и штрафа). В этой связи, в целях восполнения пробела, проектом Закона устанавливается очередность удовлетворения требований кредиторов по выплате неустойки (пени и штрафа) во второй очереди.

Бюджетный кодекс Кыргызской Республики

В соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики средства, получаемые от сдачи в аренду государственного имущества, поступают в республиканский бюджет. Однако, в распоряжении Социального фонда Кыргызской Республики имеется недвижимое имущество, приобретенное за счет средств Социального фонда Кыргызской Республики или в счет погашения задолженности по страховым взносам.

Согласно ст. 11 Закона Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики» имущество Социального фонда не облагается налогами, неналоговыми платежами и комиссионными сборами. Социальный фонд самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащими ему денежными средствами, зданиями, сооружениями, другими материальными ценностями и имуществом

В этой связи, законопроектом вносится изменение, в соответствии с которым средства, полученные Социальным фондом Кыргызской Республики от сдачи в аренду имущества, приобретенного за счет собственных средств Социального фонда или в счет погашения задолженности по страховым взносам, будут направляться в бюджет Социального фонда, который в соответствии с законодательством является самостоятельным и не входит в состав государственного бюджета.

Средства государственного социального страхования имеют строго целевой характер. Законодательством предусмотрены направления расходования средств. Однако лимиты административных расходов нормативно не установлены. При этом, за весь период деятельности Социального фонда Кыргызской Республики данные расходы не превышали 3% от объема поступивших страховых взносов. Материальное обеспечение деятельности системы государственного социального страхования осуществляется за счет собственных средств. Основную статью административных расходов (около 80 процентов) составляет оплата труда работников Социального фонда. В связи с чем Бюджетный кодекс предлагается дополнить соответствующей нормой, устанавливающей предельный размер административных расходов Социального фонда.

Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании»

Кассы здоровья были предусмотрены Законом Республики Кыргызстан «О медицинском страховании граждан в Республике Кыргызстан» от 3 июля 1992 года № 948-XII. Средства, выплачиваемые в качестве страховых взносов в кассу здоровья, образовывали фонд обязательного медицинского страхования. Распорядителем этого фонда являлась касса здоровья.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18 октября 1999 года № 112 «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» вышеуказанный закон признан утратившим силу. При этом. обязательное медицинское страхование осуществляет страховщик - Фонд медицинского страхования Кыргызской Республики через свои территориальные органы управления (статья11).

В целях приведения статьи 17 Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании» в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» от 18 октября 1999 года № 112,  из статьи 17 исключаются слова «касс здоровья».

Законопроектом вносится уточнение в статью 23, в части выплат стимулирующего и компенсирующего характера (в том числе единовременные вознаграждения). Существующая редакция данной статьи содержит нормы, имеющие неоднозначное, неточное и спорное значение, что приводит к различному толкованию норм субъектами правоотношений по государственному социальному страхованию. В частности,  уточняется, что страховые взносы начисляются на вознаграждения, гарантийные, компенсационные и другие выплаты (в том числе единовременные), предусмотренные трудовым законодательством Кыргызской Республики, а также доход, полученный в результате предпринимательской и иной деятельности, и доход, полученный в результате гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, поручения, и авторские гонорары, выплаченные за выполненные работы.

Кроме того, действующей редакцией статьи 23 перечень видов оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утверждается Правительством Кыргызской Республики. При этом, виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, в соответствии с действующим законодательством не утверждаются Правительством КР, а установлены Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию». В связи с чем проектом Закона приводится в соответствие статья 23 Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании» с действующим законодательством.

Закон Кыргызской Республики «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования»

В целях приведения нормы законодательства в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», также учитывая, что с 2010 года прием отчетов в Социальном фонде Кыргызской Республике производится ежемесячно, проектом Закона предлагается  слово «ежегодно» заменить словом «ежемесячно» и слово «бесспорном» заменить словом «судебном».

Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»

Законопроектом конкретизированы понятия субъектов страхования и плательщиков указанных в статье 1 Закона Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» с учетом законов Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании» и «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования». Определение плательщиков страховых взносов, данное в статье 1 рассматриваемого Закона, сужено поскольку не учитывает основную категорию плательщика как работодателя, а также не раскрывает все категории застрахованных лиц.

В связи с чем, структура статьи 1 изменена, так под плательщиками страховых взносов конкретизированы страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и застрахованные лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании» страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (дохода), выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (в том числе единовременные вознаграждения), а также за работу по договорам подряда, возмездного оказания услуг, поручения и авторские гонорары, выплаченные за выполненные работы. Начисление и удержание страховых взносов производятся у источника выплаты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

На основании указанной статьи, внесено дополнение в часть 4 статьи 6, в соответствии с которой, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Кыргызской Республике, получающие доходы из источника выплаты в Кыргызской Республике, уплату страховых взносов должны производить  ежемесячно в размере 3 процентов от СМЗ в солидарную часть Пенсионного фонда. Ранее, эта норма касалась только иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Кыргызской Республике, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, в том числе на рынках.

Законопроектом изменена редакция статьи 14-2 следующего характера:

«Статья 14-2. Вступление в силу изменений ставок тарифов страховых взносов

1. Запрещается включать в законодательство, не являющемся законодательством о государственном социальном страховании, нормы, регулирующие правоотношения по установлению, введению в действие и взиманию страховых взносов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. Изменения размера ставок тарифов страховых взносов, вступают в силу по истечении одно года со дня официального опубликования, за исключением изменений, вносимых в соответствии с международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.».

Социальный фонд Кыргызской Республики является исполнительным органом системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, действующим на принципах самоуправления. Социальный фонд Кыргызской Республики осуществляет свою деятельность на основе принципа гласности, а также в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, решениями Наблюдательного совета по управлению государственным социальным страхованием.

Как указано выше, исполнительным органом системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике, является Социальный фонд Кыргызской Республики. В связи с чем, проектом Закона вносится норма,  запрещающая включать в законодательство, не являющимся законодательством о государственном социальном страховании, нормы, регулирующие правоотношения по установлению, введению в действие и взиманию страховых взносов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Необходимость данных изменений обусловлена тем, что в соответствии с проектом Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза предусматриваются нормы формирования пенсионных прав трудящихся за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке,
что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.

            При условии подписания проекта Соглашения необходимо будет внесение изменений в Закон  Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» в части касающейся иностранных граждан, из числа граждан государств членов ЕАЭС, временно пребывающих в Кыргызской Республике или проживающих в другом государстве, но состоящих в трудовых отношениях с юридическим лицом, зарегистрованным в Кыргызской Республике, которые в настоящее время производят уплату страховых взносов в размере 3% в солидарную часть Пенсионного фонда. .

Срок вступления в силу вышеуказанного Соглашения предусматривается с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

В связи с чем, возникнут противоречия с действующей редакцией статьей 14-2 Закона Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», в соответствии с которой, изменения и/или дополнения в настоящий Закон, предусматривающей увеличение размера ставок тарифов страховых взносов, вступают в силу по истечении одного года со дня официально опубликования

Закон Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики»

Проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» Социальный фонд Кыргызской Республики получает право запрашивать у работодателей и  компетентных органах информацию уточняющего характера. В частности, у Социального фонда и его территориальных органов, в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, возникнет право требовать у работодателей и компетентных органов информацию, подтверждающую уплату страховых взносов, для определения права на пенсию и исчисления ее размера.

 В связи с чем, проектом Закона предлагается Закон Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики» дополнить статьей «10-1. Взаимодействие Социального фонда с другими субъектами».

Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине»

Согласно части 1-1 статьи 32 Закона Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» в случае смерти застрахованного лица пенсионные накопления, содержащиеся в накопительной части личного страхового счета, выплачиваются наследникам в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

Сроки и порядок осуществления пенсионных выплат наследникам из пенсионных накоплений, содержащихся в накопительной части личного страхового счета умершего застрахованного лица, определяются Правительством Кыргызской Республики.

В соответствии с Правилами выплаты Социальным фондом Кыргызской Республики средств пенсионных накоплений Государственного накопительного пенсионного фонда утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 октября 2012 г. № 745 в перечень документов требуемых при обращении наследников (как по завещанию, так и по закону) умершего застрахованного лица за получением (отказом от получения) средств его пенсионных накоплений включено свидетельство о праве на наследство (подлинник и копия), или соглашение о разделе наследуемого имущества, удостоверенное нотариусом (подлинник и копия).

Согласно части 5 статьи 1166 Гражданского кодекса Кыргызской Республики средства пенсионных накоплений по государственному социальному страхованию, не востребованные наследниками, не могут быть признаны выморочными, и что делает возможным обращение наследников за выплатой средств пенсионных накоплений в сроки, превышающие сроки, установленные для вступления в право наследования по всем иным видам имущества, следовательно, наследники вынуждены получать отдельно свидетельство, подтверждающее право наследования средств пенсионных накоплений.

У некоторых наследников суммы средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц составляют суммы меньше размеров государственной пошлины взимаемой у наследников в органах, совершающих нотариальные действия, в следствии чего наследники отказываются от наследуемого имущества, исходя из экономической нецелесообразности, что вызывает недовольство граждан фискальной политикой и системой государственного социального страхования.

  1. Анализ соответствия проекта законодательству

Представленный проект закона не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.

  1. Информация об анализе регулятивного воздействия

Данный проект закона не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не затрагивает предпринимательскую деятельность.

  1. Информация о необходимости финансирования

Принятие данного  проекта закона, его реализация, не потребуют финансовых средств из республиканского бюджета.

6. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий     

Принятие данного проекта закона негативных, социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.

7. Информация о результатах общественного обсуждения

В соответствии с требованиями статьи 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект закона 7 февраля 2018 года размещен на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики, в целях проведения процедуры общественного обсуждения.

 

 

Председатель Социального фонда

Кыргызской Республики                                                                           Т. Абжапаров