Контроль и проверки со стороны СФ

При проведении проверок субъектов предпринимательства Социальный фонд Кыргызской Республики руководствуется Законом Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства».

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» существуют следующие виды проверок:

- плановая;

- внеплановая;

- контрольная;

- перепроверка.

          В каждой проверке четко указано, как должны проводиться вышеуказанные проверки.

          Плановая проверка - проверка, проводимая органом Фонда в соответствии с утвержденным им планом осуществления проверок деятельности субъектов предпринимательства.

Внеплановая проверка - проверка, проводимая органом Фонда вне утвержденного плана проведения проверок в случаях:

Контрольная проверка - проверка устранения плательщиком нарушений, отмеченных предыдущей проверкой. Контрольная проверка не может выходить за рамки определения устранения плательщиком отмеченных предыдущей проверкой нарушений и может быть проведена только после истечения срока, предоставленного плательщику для устранения нарушений.

Перепроверка - проверка, проводимая на основании несогласия плательщика с результатами плановой проверки и для уточнения некоторых моментов, связанных с проведенной плановой проверкой.

Основными принципами осуществления проверок субъектов предпринимательства уполномоченными органами являются:

- презумпция добросовестности субъектов предпринимательства;

- противоречия и неясности законодательства Кыргызской Республики, устанавливающего обязательные требования, не могут быть использованы против субъектов предпринимательства;

- если субъект предпринимательства в своей деятельности применил норму права, противоречащую другой норме права, то его действия являются надлежащими и не считаются противозаконными;

- невмешательство в деятельность субъектов предпринимательства;

- законность, объективность и гласность в деятельности уполномоченных органов;

- недопустимость дублирования ведомственного и межведомственного контроля и надзора при проведении проверок;

- финансирование проведения проверок уполномоченными органами только из средств государственного бюджета;

- установление обязательных требований, подлежащих проверке, только законами;

- обязательное информирование уполномоченными органами субъектов предпринимательства о нормативных правовых актах Кыргызской Республики, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке;

- непрерывность и оперативность проведения проверки, то есть полное и максимально быстрое осуществление ее в течение установленного срока.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» указано о том, что плановые и внеплановые проверки проводятся для контроля соблюдения субъектом предпринимательства законодательства Кыргызской Республики и не имеют своей целью наложение финансовых или иных санкций на хозяйствующий субъект. При выявлении в ходе проведения плановых проверок нарушений законодательства должностное лицо проверяющего органа обязано разъяснить субъекту предпринимательства предмет и суть нарушения и вправе лишь вынести письменное предупреждение субъекту предпринимательства с обязательством устранения последним нарушения в срок до 3 дней - в случае если устранение нарушения влияет на обеспечение безопасности по защите жизни и здоровья людей и до 30 дней - в остальных случаях. После указанного срока, уполномоченный орган проводит контрольную проверку. Контрольная проверка проводится только с целью определения устранения субъектом предпринимательства нарушений, выявленных плановой проверкой, и не может выходить за рамки данной задачи. Если в ходе контрольной проверки выявлены факты неустранения нарушений, то должностное лицо уполномоченного органа определяет меры воздействия на субъект предпринимательства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. В случае устранения плательщиком нарушения, органы Социального фонда не применяют финансовые санкции.

          Одной из главных задач Социального фонда является обеспечение финансовой устойчивости государственного социального страхования. Для реализации данной задачи и увеличения базы страховых взносов необходимо проведение проверок.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 22 июля 2011 года №121 «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» в статью 2 были внесены следующие изменения:

- Риск - вероятность возникновения негативных последствий от осуществления предпринимательской деятельности и предполагаемый размер ущерба вследствие их действия, а также вероятность невыполнения (выполнения не в полном объеме, выполнения не должным образом) субъектами предпринимательства своих обязанностей, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

- Критерии оценки степени риска - совокупность количественных и (или) качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта предпринимательства, позволяющих отнести субъекты предпринимательства к различным степеням риска.

- Проверочные листы - проверочный лист, включает в себя перечень требований к деятельности субъектов предпринимательства, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, несоблюдение которых влечет угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2012 года № 108 «Об утверждении критериев оценки степени риска при осуществлении предпринимательской деятельности» были утверждены три степени риска:

- высокая степень;

- средняя степень;

- незначительная степень.

Исходя из следующих критериев, по которым оценивается степень риска субъектов предпринимательства по правильности начисления и своевременности уплаты страховых взносов, оценивается степень риска:

1) высокая степень риска (подлежат проверке не более одного раза в год):

нарушение сроков уплаты страховых взносов (более 2-х раз за календарный год);

наличие просроченной задолженности по страховым взносам более одного месяца;

предоставление отчетов с нулевым начислением заработной платы;

сокрытие фактического количества работников, задействованных в осуществлении деятельности субъекта предпринимательства;

занижение суммы оплаты труда на одного работника по соответствующей отрасли субъектов предпринимательства;

сокрытие суммы оплаты труда, путем выплат под видом «материальная помощь», «вознаграждение», «командировочные» и т.д.;

несоответствие данных налоговой отчетности по подоходному налогу и отчетности по государственному социальному страхованию по заработной плате;

ликвидация, переезд или переименование субъекта предпринимательства;

 увеличение текучести работников организаций и предприятий;

2) средняя степень риска (подлежат проверке не более одного раза в 3 года):

предоставление отчетности по государственному социальному страхованию  в срок, но наличие задолженности по страховым взносам  более 2-х месяцев;

отсутствие плановой проверки более 3-х лет субъектов предпринимательства, имеющих задолженности по страховым взносам;

неправильность составления месячных и годовых отчетов (сообщений о заработной плате и занятости), отсутствия каких-либо обязательных   реквизитов, недостоверность представленных в сообщении сведений.

3) незначительная степень риска (подлежат проверке не более одного раза в 5 лет):

 учреждения банков, не имеющие задолженности по страховым взносам;

субъекты предпринимательства,  имеющие ежемесячно (за последние три месяца) переплату по страховым взносам.

При устранении или при возникновении вышеуказанных критериев риска субъект предпринимательства перемещается с одного показателя степени риска в другой соответственно.

Вышеуказанные критерии рисков были утверждены в целях повышения эффективности проверок деятельности субъектов предпринимательства, устранения необоснованного и излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства.