Опубликовано 31.03.2021

О праве граждан по Договору о социальном обеспечении между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Турецкой Республики

О праве граждан по Договору о социальном обеспечении между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Турецкой Республики

С 1 ноября 2020 года вступили в силу Договор о социальном обеспечении между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Турецкой Республики (далее – Договор), а также Административное соглашение по реализации Договора, подписанные 9 апреля 2018 года в городе Анкара.

Договор предусматривает формирование равных прав для граждан двух республик в области социального и пенсионного обеспечения.

Созданы условия расчета страхового стажа на территории двух государств для начисления пенсий. Договор будет способствовать свободе передвижения и легализации положения трудящихся двух стран.

Для определения права на пенсию предусмотрено, что каждая Сторона учитывает стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, если страхового стажа, приобретенного по законодательству одной Стороны недостаточно, то предусматривается суммирование страхового стажа, сформированного по законодательству двух Сторон.

Учитывая, что каждое государство будет выплачивать трудящемуся часть пенсий, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся официально оформляли трудовые отношения с работодателями, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые договора.

Тарифы страховых взносов для граждан Турецкой Республики с
1 ноября 2020 года:

Согласно пункту 2 статьи 9 Договора, «застрахованное лицо, трудоустроенное в филиале или в постоянном представительстве предприятия, основанного на территории Договаривающейся Стороны, независимо от места регистрации офиса будет подпадать под законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой такой филиал или представительство основано» т.е. уплата страховых взносов для граждан турецкой республики работающих в Кыргызской Республике будет осуществляться наравне с гражданами Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» по ставкам для  соответствующей котегории плательщиков.

Вместе с тем, при заполнении расчетной ведомости по средствам государственного социального страхованию необходимо применять код 001 «основной работник».

Однако, в рамках Договора предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов в соответствии с пунктами 1-3 статьи 8 Договора.

 1) если лицо, работающее на территории одной Договаривающейся Стороны, направлено его работодателем для выполнения определенной работы на территорию другой Договаривающейся Стороны, то оно также продолжает подпадать под законодательство первой Договаривающейся Стороны на период, не превышающий 24 месяцев, при условии сохранения статуса работника того же самого работодателя.

2) Если самозанятое лицо, работающее на территории одной Договаривающейся Стороны, переезжает на территорию другой Договаривающейся Стороны для выполнения временной работы, оно продолжает подпадать под законодательство первой Договаривающейся Стороны на период, не превышающий 24 месяцев.

3) Период, указанный в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может быть продлен на срок до 60 месяцев в целом, по предварительному согласованию с уполномоченными органами или компетентными учреждениями обеих Договаривающихся Сторон.

Для освобождения от уплаты страховых взносов необходимо, чтобы головной офис работодателя, находящийся в Турецкой Республике обратился в компетентное учреждение Турецкой Республики (Институт социального страхования) с заполненными формами в отношении своего работника, далее Институт социального страхования Турецкой Республики осуществляет проверку данных по формам и направляет в компетентное учреждение страны трудоустройства (в Кыргызской Республике – Социальный фонд), после чего осуществляется  освобождение от уплаты страховых взносов  в пользу иностранных работников.

В случае если, компетентное учреждение страны трудоустройства (Социальный фонд КР) не получит соответствующие формы в которых указывается застрахованность  работника в Турецкой Республике, он будет подпадать под вышеуказанный пункт 2 статьи 9 Договора.

Право выбора законодательства для лиц, нанятых дипломатическим представительством, консульским учреждением сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Договора, предусмотрено право выбора применения законодательства в сфере государственного социального страхования в отношении лиц, нанятых дипломатическим представительством, консульским учреждением сторон. Реализация данного права будет осуществляться с помощью заполнения соответствующих форм.

Периоды до вступления в силу Договора, в течении которого производилась уплата страховых взносов в пользу работников – граждан Турецкой Республики в размере 3% в Пенсионный фонд – в солидарную часть, не будут учтены так как, эти суммы не отражены на личных страховых счетах и не дают права на пенсионное обеспечение.

Эти взносы направляются в солидарную часть Пенсионного фонда в связи с тем, что иностранные граждане, временно пребывающие в Кыргызской Республике и ведущие деятельность на ее территории, при этом занимающие потенциальные места трудоустройства граждан Кыргызской Республики и получающие доход на территории государства пребывания, производят символическую плату в систему государственного социального страхования, а не полный объем взносов. В этой связи, они не имеют права на пенсию за исключением случаев, когда иные правила установлены вступившими в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.