Опубликовано 4.11.2016

Справка обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по госу

Цели и задачи законопроекта.

Целью законопроекта является реализация принципов социального страхования с учетом справедливого распределения нагрузки по выплатам при установлении ставки тарифов страховых взносов для крестьянских фермерских хозяйств (далее - КФХ) и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью (далее – ИТД). 

Задачей вносимого законопроекта является внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», которым, ранее (в редакции от 19 марта 2015 года № 60) для вышеуказанных категорий плательщиков были установлены ставки тарифов страховых взносов, не в фиксированных размерах (в размерах базовой ставки земельного налога для КФХ и стоимости патента для ИТД), а от среднемесячной заработной платы (далее СМЗ).

Учитывая мнение сельских товаропроизводителей, что система ставок тарифов страховых взносов от СМЗ не в полной мере учитывает интересы КФХ, имеющих небольшие земельные участки со значительным количеством членов, Социальным фондом  разработан данный законопроект. Законопроектом для глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица ставки тарифов страховых взносов предусматривается в 1,5 кратном размере базовой ставки земельного налога с учетом коэффициента индексации (произведение индексов потребительских цен фактически сложившихся за прошлые календарные годы, предшествующие текущему году).

Коэффициент индексации будет рассматриваться, и утверждаться на Наблюдательном совете по управлению государственным социальным страхованием. Индексация на уровень инфляции - компенсация снижения покупательской способности страховых взносов, учитываемых на личном страховом счете застрахованного лица для исчисления пенсии, в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

Льготы по уплате земельного налога на размеры страховых взносов не распространяются. Пенсионеры, занятые в КФХ и ИТД   освобождаются от уплаты страховых взносов. Страховые взносы будут рассчитываться не на общую площадь земли хозяйства или физического лица, а на доли земли каждого члена хозяйства и физического лица.

Приравниваются к единой базе исчисления  выплаты по страховым взносам   членов крестьянских фермерских хозяйств без образования юридического лица и членов сельскохозяйственных кооперативов (растениеводства и животноводства) от базовой ставки земельного налога.  Для членов сельскохозяйственных кооперативов по производству  сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства) вносится норма, согласно которой будет производиться уплата страховых взносов в 1,5 кратном размере базовой ставки земельного налога, такая же, как и для крестьянских фермерских хозяйств без образования юридического лица.

Так, уплата страховых взносов при  предлагаемом тарифе в 2016г. составит 50 сом в расчете на 1 га ( на примере Сокулукского района), в 2017 г. - 51 сом, в 2018 г. -54сом, тогда как в соответствии с действующим законодательством  67 сом, 71 сом, 101 сом соответственно. Т.е. ставки тарифов, установленные от среднемесячной заработной платы  имеют тенденцию к росту, за счет ежегодного изменения СМЗ.

При этом, до 31 декабря 2021 года для членов сельскохозяйственных кооперативов, сдающим свои земельные участки (доли) в аренду и одновременно являющимися работниками сельскохозяйственного кооператива, предоставляется право выбора  - уплату страховых взносов производить только  по одному основанию:

или от базовых ставок земельного налога

или 12% от СМЗ.

Работники  сельскохозяйственных кооперативов, не имеющие земельные участки (доли) должны будут производить уплату страховых взносов от среднемесячной заработной платы по ставке 12 %, т.к. это является единственным основанием для участия  в пенсионной системе.

По предварительным прогнозным расчетам, в случае принятия законопроекта общее поступление страховых взносов от  крестьянских фермерских хозяйств без образования юридического лица и членов сельскохозяйственных кооперативов  составит в 2017 году 356,5 млн.сомов, в 2018 году 382,2 млн.сомов, в 2019 году 436  млн.сомов.

Для лиц, занятых ИТД, законопроектом предлагается  установить следующие ставки тарифов  страховых взносов:

- для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги на основе специального налогового режима путем приобретения добровольного патента  установить в размере не менее 6 процентов, исчисленных от размера среднемесячной заработной сложившейся в районах и городах республики за предыдущий календарный год. К уплате в среднем по республике в 2016 году составит 669 сом в месяц, в 2017 году – 708 сом и к 2018 году – 754 сом ( в 1,6 раз меньше по сравнению  с действующим законодательством).  Действующим законодательством, предусматривается поэтапное повышение ставки тарифа страхового взноса до 10 % от СМЗ к 2018 году, что составит 1257 сом.  

-для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках путем реализации товаров с лотков, торговых мест в размере не менее 3 % исчисленных,  исчисленных от размера среднемесячной заработной сложившейся в районах и городах республики за предыдущий календарный год. В соответствии с действующим законодательством, предусматривается поэтапное повышение ставки тарифа страхового взноса до 5 % от СМЗ к 2018 году. К уплате в среднем по республике в 2016 году составит 334 сом в месяц, в 2017 году – 354 сом и к 2018 году – 377 сом ( в 1,6 раз меньше по сравнению с  действующим законодательством).  Действующим законодательством, предусматривается поэтапное повышение ставки тарифа страхового взноса до 5 % от СМЗ к 2018 году, что составит 628 сом.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством физические лица, работающие на основании выданных лицензий и получающие гонорары (вознаграждение) уплачивают страховые взносы по ставке тарифа  в размере 10 процентов от СМЗ. Которая, может в несколько раз превышать сумму гонорара (вознаграждения), так например, по г.Бишкек в 2016 году сумма страхового взноса составляет 1487 сом (10 % от СМЗ по г. Бишкек). При том, что размер гонорара, выплачиваемого за труд лицам свободных профессий писателям, журналистам, художникам, артистам, философам может составлять 100-200 сомов. Законопроектом предлагается установить ставки тарифов страховых взносов в размере не менее 10 процентов от полученного гонорара     (9 % - Пенсионный фонд, 1 % - ФОМС).

Законопроектом вносится уточнение в статью 10 действующего закона, предусматривающей добровольную уплату страховых взносов. Приводится к единообразному применению данной нормы всеми категориями плательщиков, в т.ч. и крестьянскими фермерскими хозяйствами. Так, законопроектом прописывается  норма, согласно которой, добровольная уплата страховых взносов осуществляется исключительно за текущий месяц и на предстоящий период, путем приобретения страхового полиса в размере 8 процентов в Пенсионный фонд или 10 процентов, из них 8 процентов в Пенсионный фонд и 2 процента в ГНПФ.

По предварительным прогнозным расчетам, в случае принятия законопроекта общее поступление страховых взносов от ИП составит в 2017 году 802,9 млн.сомов, в 2018 году 849,1 млн.сомов, в 2019 году 903,2 млн.сомов.

 

Предлагаемым законопроектом достигается:

  • снижение тарифов страховых взносов по сравнению с действующими нормами с учетом площади и категории земельных долей (участков);
  • учет интересов КФХ, имеющих меленькие земельные доли (участки);
  • более привычная и понятная норма для КФХ и ИП (аналогичные нормы действовали до принятия ЗКР № 60 от 19.03.2015 г. – по базовым ставкам зем.налога, исчисление страховых взносов от патента).
  • применение коэффициента индексации для исчисления страховых взносов позволит предотвратить их обесценивание (потерю покупательной способности).
  • приведение к единой базе исчисления  страховых взносов и налогов.
  • выведение из тени плательщиков страховых взносов, путем установления приемлемых ставок тарифов страховых взносов.

В случае принятия законопроекта, необходимо будет внести изменения и дополнения в Инструкцию о порядке начисления и уплаты страховых взносов по государственному  социальному страхованию, утвержденную постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 мая 2013 года № 278.

Возможные социальные, экономические, правовые, правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия действий проекта закона.

Законопроект не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий.

Результаты общественного обсуждения.

Согласно статье 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» законопроект для проведения общественного обсуждения будет размещен на официальных сайтах Правительства Кыргызской Республики и Социального фонда Кыргызской Республики.

Соответствие проекта Закона законодательству.

Законопроект не содержит норм, противоречащих Конституции и другим законам.

Источники финансирования.

В случае принятия законопроекта, его реализация не потребует финансовых средств из республиканского бюджета.

Анализ регулятивного воздействия.

В связи с тем, что данный проект направлен на регулирование предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 19 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» будет проведен анализ регулятивного воздействия, согласно Методике проведения анализа регулятивного воздействия, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 559.

 

Председатель Социального фонда

Кыргызской Республики                                                        Т.Абжапаров