Опубликовано 4.11.2016

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Социальный фонд Кыргызской Республики

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Социального фонда

Кыргызской Республики

 

______________Т.Абжапаров

                                                                  «__» __________ 2016 года

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Анализ регулятивного воздействия

На проект:   Закона Кыргызской Республики  «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»

 

Бишкек – 2016

 

 

 

 

 

Срок проведения АРВ:

22.09.2016г.- 22.10.2016г.

 
     
             

                                               (начало)          (окончание)

Рабочая группа, созданная приказом СФ КР № 276 п от 22.09.2016 г.:

 

  1. Г.М.Джуматаева.– Заместитель председателя

 

____________________

 

  1. Чаначева Дж. – начальник управления пенсионной и тарифной политики
     
  2. Н.Р.Урустамова – начальник управления доходов

 

____________________

 

____________________

 

  1. М.К.Бейшенова – начальник юридического управления

 

  1. Д.М.Зулпуева - начальник отдела тарифной политики и актуарного моделирования

 

  1. Н.И.Ромашенко - представитель Общественного наблюдательного совета при СФКР

 

  1.  Татан Эсенболду  -     зав.сектором развития кооперации Министерства сельского  хозяйства, пищевой промышленности  и мелиорации КР

 

  1. Т. Мамасалиева –гл.специалист управления по развитию МСУ Государственного Агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений

 

  1. Б. Кененсариева –гл.специалист департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество при Государственной регистрационной службе при правительстве КР

 

  1. А. Подлабухов – глава КФХ «Александр» Аламединского района

 

  1. О. Арстанбеков - председатель ЦК Профсоюза работников агропромишленного комплекса и муниципальных служащих сельского хозяйства КР 

 

  1. Руслан Акматбек-исполнительный директор «Бизнес ассоциации ЖИА»             _______________                 

 

  1.  М.Шералиев – Представитель Торгово-рыночного комплекса «Зима-Лето»     

 

  1. . З. Саткеева – заместитель директора рынка «Кыял»                                                   _______________                                         

____________________

 

 

__________________

 

 

____________________

 

 

____________________

 

 

_____________________

 

 

_____________________

 

 

 

_____________________

 

 

 

_____________________

 

 

 

_____________________

 

 

 

Ответственное лицо:

Зулпуева Д.М., тел.: 0312 54 37 66, d.zulpueva@sf.kg

Аналитическая справка

Анализ регулятивного воздействия к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»  осуществлялся в соответствии с Методикой анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 559.

Данный проект  подготовлен в соответствии с поручением Президента КР Атамбаева А.Ш. от 16 февраля 2016 года, с протокольным решением, принятым на совещании у Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики М.Д.Абулгазиева № 20-34 от 14.09.2016г.

Вносятся изменения в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» в статью 5 часть 2, в статью 5-1 часть 2 относительно  установления для глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, а также для членов сельскохозяйственных кооперативов по производству сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства) ставки тарифов страховых взносов в 1,5 кратном размере базовой ставки земельного налога с учетом коэффициента индексации (произведение индексов потребительских цен фактически сложившихся за прошлые календарные годы, предшествующие текущему году).

Коэффициент индексации будет рассматриваться, и утверждаться на Наблюдательном совете по управлению государственным социальным страхованием. Индексация на уровень инфляции – компенсация снижения покупательской способности страховых взносов, учитываемых на личном страховом счете застрахованного лица для исчисления пенсии, в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

Пенсионеры, занятые в КФХ и ИТД   освобождаются от уплаты страховых взносов.

Страховые взносы будут рассчитываться не на общую площадь земли хозяйства или физического лица, а на доли земли каждого члена хозяйства и физического лица.

 

Части 2, 2-1 статьи 6 – предусматривающий установления ставки тарифа страхового взноса  для индивидуальных предпринимателей, часть 2,3 статьи 7 – в части изменения страховых взносов для физических лиц, работающих на основании выданных лицензий и получающих гонорары (вознаграждение), в часть 2 статьи 11 - предусматривающий освобождение от уплаты страховых взносов пенсионеров, имеющих земельную долю в крестьянском (фермерском) хозяйстве и занятые индивидуальной предпринимательской деятельностью, в статью 10 по добровольной уплате страховых взносов, в статью 14-1 – в части изменения базы для исчисления страховых взносов.

 

 

       Проблемы и основания для государственного вмешательства.

 

         Формулировка проблемы.

       Значительное платежное бремя для крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и  физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью по уплате страховых взносов:

Нынешняя система ставок тарифов страховых взносов установленная для КФХ и ИП с учетом сегодняшней    экономической ситуации в стране, снижения покупательской способности населения республики, увеличили платежное бремя.

 

Масштаб проблемы.

Доля крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и  физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в экономике страны достаточно значительная (более 49%).

1.Установление несправедливого страхового бремени.

В настоящее время, введенные нормы Закона КР № 60 от 19 марта 2015 года увеличили платежное бремя указанных категорий плательщиков.

          Отсутствие реагирования государства на данную ситуацию приведет к росту социальной напряженности, к отказу или уклонению КФХ и ИП уплачивать страховые взносы на государственное социальное страхование, что приведет к потере страхового стажа и в будущем к незначительному размеру пенсии или при отсутствии стажа невозможности получения пенсии. Кроме того есть риск, раздробления КФХ на более мелкие КФХ или то, что отдельные КФХ передадут право собственности на земельные доли одному члену КФХ. При этом остальные члены КФХ теряют право на пенсию, так как согласно, Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», право на пенсию определяется исходя из возраста заявителя и его страхового стажа, уплаченных страховых взносов.

 

         Основанием для государственного вмешательства являются:

  • Устранение проблем, возникающих у крестьянских (фермерских) хозяйств и субъектов предпринимательства, при уплате страховых взносов;
  • установление приемлемой базы для исчисления страховых взносов для названных категорий плательщиков.
  • Обеспечение Конституционных  прав  граждан, на гарантируемое государством социальное обеспечение в старости.

Цели и задачи регулирования:

Целью государственного регулирования (дерегулирования) является справедливое снижение нагрузки по выплатам при установлении ставки тарифов страховых взносов для крестьянских фермерских хозяйств (далее - КФХ) и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью (далее – ИП).

К качественным индикаторам относятся:

-сокращение вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, за счет пересмотра тарифной политики

К количественным индикаторам относятся:

- изменение тарифов страховых взносов,

- оптимизация периодов поэтапного повышения ставки тарифов,

- снижение базы для исчисления страховых взносов

 

         Международный опыт.

Для решения сложившейся ситуации  изучены ставки тарифов  страховых взносов зарубежных  стран в том, числе стран СНГ. 

Опыт разных стран показывает, что реформирование пенсионной системы часто приводит к социальному недовольству, так как может быть связано либо с увеличением пенсионного возраста, либо с отказом от льготных пенсий, либо с увеличением взносов в пенсионные фонды. Всё это негативно сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения.

Во многих странах  для самозанятых лиц и  крестьянских  (фермерских) хозяйств уплата страховых взносов  отдельными категориями производиться от минимальной заработной платы заработной платы. Согласно Закона КР «О минимальной заработной плате в Кыргызской Республике   минимальная заработная плата не используется для расчета доплат и надбавок, премий и других социальных выплат.  В связи с чем и было принято  решение сохранить расчет страховых взносов для КФХ и ИП от СМЗ, но при этом исключит влияние следующих факторов:

       - высокого уровня заработной платы, значительно превышающего средний уровень заработной платы по стране в целом (50%);

       - доплат к заработной плате, сложившихся за счет надбавок и районных коэффициентов, установленных за работу в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Россия

До введения поправок с 1 января 2014 года главы крестьянских (фермерских) хозяйств должны были уплачивать пенсионные взносы за себя, а также за членов хозяйства, как и иные самозанятые лица – исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. Только за первую половину 2013 года свою хозяйственную деятельность прекратили более 18 000 фермеров. И одной из причин этого стало повышение (почти в два раза) в 2013 году страховых взносов. В этой связи законодатели решили поправить положение.

С 1 января 2014 года действуют изменения по уплате страховых взносов, утвержденные Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 237-ФЗ (далее – Закон № 237-ФЗ).

Компенсация выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с пониженными тарифами страховых взносов возложена на федеральный бюджет.

Так, снижена ставка страховых взносов для плательщиков из числа самозанятого населения, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированных размерах.

С 2014 года они уплачивают страховые взносы дифференцированно в зависимости от полученного в отчетном году дохода. А размер страховых взносов рассчитывается исходя не из двух (как ранее), а из одного МРОТ.         

Взносы в ФФОМС с доходов свыше 300 000 руб. не уплачиваются.

Уплата взносов главами хозяйств. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, как установлено в части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…», с 1 января 2014 года платят фиксированный размер пенсионных взносов.

Он определяется как произведение однократного годового МРОТ, тарифа страховых взносов и количества членов хозяйства, включая его главу. Причем данный размер взносов не зависит от величины доходов хозяйства.

Взносы в ФФОМС с доходов свыше 300 000 руб. не уплачиваются.

Республика Казахстан

Для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется специальный налоговый режим в соответствии с налоговым законодательством и Законом «О пенсионном обеспечении Республики Казахстан»:

- в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ)-10% от получаемого дохода, но не менее 10% от минимального размера заработной платы (МЗП) и не выше 10% 75-кратного МРЗП), исчисляемые за каждый месяц налогового периода

- социальные отчисления, уплачиваемых ими в свою пользу, составляют: с 2010 года – 5%  от объекта исчисления социальных отчислений, но менее 5 % от МЗП, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Пример: МЗП за 2016 год -22859 тенге ($67,23 )

ЕПНФ (10% от МЗП):

 $67,23*10%=$6,72 в мес.или $80,64(в сомах 510 сом в мес. или 6120 сом).

Социальные отчисления (5% от МЗП): $67,23*5%=$3,36 в мес. или $40,32 в год (в сомах 255 в мес. или 3060 в год).

Всего $10,08 в мес. или $120,96 в год (765 сом в мес. или 9180 сом в год)

За каждого совершеннолетнего члена КФХ, подлежащие уплате в ЕПНФ, устанавливаются также  в размере  не менее 10% от МЗП и не выше 10% от 75-кратной МЗП.

Плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20 процентов от месячного расчетного показателя (на 2016 год - 2 121 тенге или $6,23), за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства. Что составит $1,24 или 94,11 сом.

Республика Беларусь

Для физических лиц, самостоятельно уплачивающих  обязательные страховые взносы, для Белгосстраха - 29% от суммы, но не менее размера минимальной заработной платы.

Пример: МЗП за 2016 год- 2.3млн Br в мес.($123.86)

123,86*29%=$35,9 в мес (2729 сом)

35,9*12=$430 в год (32637сом)

         Молдова

Ежегодно устанавливается в фиксированной сумме, на 2015 год индивидуально – в размере 1584 леев в год ( $78,8= 5986 cомов в год).

Ежемесячный взнос $6,56 = 499 сомов.

Польша

19,52% от определенного дохода, при этом доход определяется как 60% от установленного размера расчетной средней заработной платы в экономике.

Венгрия и Румыния: Добровольное пенсионное обеспечение.

 

 

2. Варианты государственного регулирования и оценка последствий.

        2.1. Вариант регулирования  «Оставить все как есть»

               Способ регулирования

               Законом  КР ««О внесении изменений  и дополнений  в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» № 60 от 19 марта 2015 года для крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и  физическим лицам, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью установлены льготные ставки, согласно которым уплата страховых взносов производится не в фиксированных размерах, а от среднемесячной заработной платы.

         При этом варианте сохраняется вероятность излишнего вмешательства в предпринимательскую деятельность, увеличение платежного бремени для вышеуказанных категорий плательщиков.

         Так размер среднемесячной заработной платы, принимаемый для исчисления страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов,- это установленный Национальным статистическим комитетом КР размер среднемесячной заработной платы, сложившейся в районах и городах республики за предыдущий календарный год.  

         По действующему Закону КР ставки тарифов страховых взносов в размере 4 % устанавливается к 2024 году одинаково как для владеющих до 2 га,  так и для владеющих 10 га и выше, что дает преимущества для крупных землевладельцев и создают трудности по уплате страховых взносов мелкими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами так как около 92,8% плательщиков имеют земельную долю до 1 га, из них до 0,05 га владеют 10,7%, от 0,05 до 0,10 га -17,9%, от 0,1 до 0,15 га -11,6%  (Приложение 1).

 

Аналогичные проблемы по уплате страховых взносов существуют и у индивидуальных предпринимателей. Вследствие тяжелой экономической ситуации в стране, снижения платежеспособности населения у ИП на рынках нет возможности уплачивать страховые взносы, которые практически меняются 2 раза в год: в начале года, когда меняется тариф (рост  ставки тарифов страховых взносов для ИП на рынках составил 150%), и с июля текущего года, когда меняется база для исчисления страховых взносов (рост СМЗ составил в 2014 году по сравнению с 2013 годом 103,5% по республике).

 Так, при данном варианте не будет достигнута цель по  снижению платежного бремени

 

Реализационные риски

При принятие данного варианта не будет достигнута цель по справедливому снижению платежного бремени, что приведет к росту социальной напряженности в республике, к отказу от уплаты страховых взносов.

 

Основные выводы правового и иного анализа

 

Указанный Закон (№ 60 от 19 марта 2015 года) не имеет внутренних противоречий, а также противоречий с действующим законодательством Кыргызской Республики и международным законодательством возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий. Законопроект соответствует действующему законодательству и не требует внесения поправок в другие законы Кыргызской Республики. Дополнительных финансовых расходов не требуется.

 

Основные выводы экономического анализа

 

Расчет затрат предпринимателей.

Субъекты предпринимательства при данном варианте должны будут уплачивать страховые взносы в пределах установленных тарифов для данной категории плательщиков (льготного тарифа) в рамках действующего законодательства. 

Затраты КФХ будут в рамках установленных тарифов страховых взносов с 1.01.2016 года в размерах

а) владеющих земельной долей до 2 га, - ежемесячно в 2016 году в размере 1 процента (117 сом), с поэтапным доведением ставки тарифа к 2024 году до уровня 4 %;

б) владеющих земельной долей от 2 до 10 га, - ежемесячно в 2016 году в размере 1,5 процента (176 сом), с поэтапным доведением ставки тарифа к 2019 году до уровня 4%;

в) владеющих земельной долей от 10 га и выше, - ежемесячно в размере 3 процентов (235 сом), с поэтапным доведением ставки тарифа к 2017 году до уровня 4 %.

Затраты индивидуальных предпринимателей, занятых предпринимательской деятельностью на основе патента, осуществляющих реализацию товаров с контейнеров в течение 10 лет с 6% в 2016 году (751 сом) до  10 % от СМЗ к 2018 году,

 - для физических лиц, осуществляющих реализацию товаров с лотков, торговых мест с 3%  ( 376 сом) до 5 % от СМЗ к  2018 году.

 

Расчет затрат государственного органа

 

Увеличение доходной части бюджета Социального фонда Кыргызской Республики, за счет установленных норм указанным категориям, по предварительным прогнозным расчетам, их доля в общем поступлении страховых взносов должна возрасти с 3% в 2014 году до 7% - в 2017 году, до 12% - в 2020 году.

Учет страхового стажа порядка 573 тысяч застрахованных лиц и отражение сумм уплаченных страховых взносов на личных страховых счетах граждан  в полном размере и как следствие увеличение будущих размеров пенсии застрахованных лиц.

Т.к. в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики дефицит бюджета Социального фонда восполняется за счет средств республиканского бюджета, увеличение доходной части бюджета Социального фонда Кыргызской Республики, за счет вновь установленных норм указанным категориям позволит снизить нагрузку на республиканский бюджет в будущем. 

 

Результаты общественных обсуждений

 В адрес Правительства КР, ЖК КР, Социального фонда поступали многочисленны обращения плательщиков с просьбой пересмотреть  тарифы страховых взносов, размер среднемесячной заработной платы, принимаемый для исчисления страховых взносов, оптимизировать период в течении которого повышаются страховые взносы, освободить пенсионеров от уплаты страховых взносов.

 

2.2. Вариант: «Вернутся к «старым тарифам», которые действовали до принятия Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» № 60 от 19 марта 2015 года.»

 

Способ регулирования

В случае возврата к «старым тарифам», то есть привязка платежей по страховым взносам сельских товаропроизводителей к ставке земельного налога приведет к несущественным размерам страховых взносов.

Так при данном варианте будет достигнута цель по снижению платежного бремени.

Вместе с тем при этом встает вопрос их пенсионного обеспечения в будущем, приведет к возврату системы пенсионного страхования, когда незначительными суммами (КФХ - 4-12 сом, ИП-80-200 сом на рынках), данные граждане приобретали страховой стаж и право на базовую пенсию в полном размере, что способствовало иждивенческим настроениям при реализации права на пенсию.

 

Регулятивное воздействие

В результате принятия предлагаемого проекта возможны следующие последствия:

При различии страховых взносов между работниками организованного сектора и членов фермерских – крестьянских хозяйств в десятки раз, средний размер пенсии в данное время различается незначительно. Однако, через 15-20 лет размеры пенсий указанных граждан, будут  невысокими из-за небольших взносов, которые они платят в настоящее время. Так как сравнительно с другими секторами экономики те маленькие взносы, которые они платят сегодня они и получат в будущем.

Аналогичные проблемы возникнут в части пенсионного обеспечения самозанятых граждан, большая часть которых нерегулярно осуществляет уплату страховых взносов или зачастую предпочитает уклониться от их уплаты.

Для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках, ставки тарифов страховых взносов были установлены в 2005 году в фиксированных размерах от 80 до 200 сомов. При этом, с 2005 года размер номинальной заработной платы увеличился более чем в 3 раза, прожиточный минимум пенсионера вырос в 2 раза, размер средней пенсии - в 4 раза, при этом средняя стоимость налогового патента увеличилась почти в 4 раза.

Так при данном варианте встает вопрос их пенсионного обеспечения в будущем, обострится проблема низких пенсий в масштабах Кыргызской Республики, поскольку далее последуют требования об увеличении этих низких пенсий.

Реализационные риски

 

В результате принятия предлагаемого проекта возможны следующие риски

- снижение накоплений на личных страховых счетах  указанных граждан,

-  низкие размеры пенсий, соответственно и снижение уровня их пенсионного обеспечения.

 

Основные выводы правового и иного анализа.

 

Возврат к «старым тарифам» приведет к снижению уровня их обеспечения.

Согласно Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», одним из основных принципов государственного социального страхования  является всеобщий и обязательный характер социальной защиты застрахованных лиц.

Соответственно, уплата незначительных страховых взносов нарушает права и интересы других граждан осуществляющих в соответствии с законодательством уплату страховых взносов, пенсионеров, получающих пенсии. 

 При этом может возникнуть ситуация противоречащая статье 53 Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года, в соответствии с которой гражданам гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в случаях и порядке, предусмотренных законом. Пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями государства обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

 

Основные выводы экономического анализа

 

Расчет затрат предпринимателей

Фактические затраты бизнеса связаны, с обязательными страховыми взносами. Однако эти издержки в будущем будут возвращаться путем выплаты пенсии, из накопленных средств на личных страховых счетах.

 

Расчет затрат государственного органа

 

При условии возврата к старым тарифам Социальный фонд Кыргызской Республики недополучит страховые взносы на сумму 12,1 млн.сомов за 2016 год,  за 2017 год 155,6 млн.сомов, которые могли бы быть направлены на повышение пенсий.

В результате будет создана ситуация для государства – увеличение дефицита государственного бюджета, средства из которого должны будут направлены на покрытие дефицита бюджета социального страхования.

 

Результаты общественных обсуждений

 

Данный вариант обсуждался с членами рабочей группы, по результатам обсуждений было выражено несогласие с данным вариантом регулирования. При этом,  мнения членов рабочей группы были учтены полностью.

 

 

2.3 Варианты:

- «Фиксированная ставка страховых взносов с ежегодной индексацией на уровень ИПЦ»,

- «Ставки тарифов для КФХ и ИП  от среднемесячной заработной платы (далее СМЗ), используемого в качестве базы для исчисления страховых взносов, за исключением высокого уровня заработной платы, доплат к заработной плате, сложившихся за счет надбавок и районных коэффициентов, установленных за работу в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики»:

(Приложение 2,3):

 

Способ регулирования

 

При  фиксированной сумме, для всех КФХ устанавливается одинаковая сумма уплаты 30 сомов в месяц, что в 2; 7; 13 раз меньше, чем они платили по действующим ставкам (59 сом, 200 сом, 400 сом), при этом она не зависит от количества и вида земли.

При ставках тарифов для КФХ и ИП  от среднемесячной заработной платы (далее СМЗ), используемого в качестве базы для исчисления страховых взносов, за исключением высокого уровня заработной платы, доплат к заработной плате, сложившихся за счет надбавок и районных коэффициентов, установленных за работу в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики  уменьшение суммы страховых взносов по сравнению с действующим законом для лиц, владеющих земельной долей до 0,05 га составит в 8 раз, для 2 га в 5 раз, для больших участков в 2 раза.

 

Регулятивное воздействие

 

Установление для КФХ единого фиксированного тарифа страховых взносов приведет к следующим негативным последствиям:

- к ущемлению интересов КФХ, имеющих небольшие земельные участки со значительным количеством членов, поставив в неравные условия лиц, владеющих разными земельными долями, установлению несправедливого страхового бремени;

 

Реализационные риски

- создание социальной напряженности у КФХ и ИП вызывая справедливые нарекания со стороны мелких КФХ.

- отказ от уплаты страховых взносов

- низкие размеры пенсий, соответственно и снижение уровня их пенсионного обеспечения.

 

Основные выводы правового и иного анализа

 

Фиксированная ставка может быть привязана к определенному показателю или определенной базе  с учетом градации земель в зависимости от площади, типов земель по регионам, при этом:

  - возможна привязка к стоимости сельхозугодий по регионам. Однако в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база по его определению. Согласно письма Минсельхоза и мелиорации КР, определение стоимости земли сельхозугодий, урожайности, валовый сбор сельскохозяйственных культур никем не контролируется и не определяется. Для расчетов нормативной стоимости земли по регионам на основании баллов бонитета по видам сельхозугодий требуется время и целевое финансирование;

- возможна привязка к земельному налогу с учетом поправочных понижающих и повышающих коэффициентов (от 0,7 до 1,3).

 

 Основные выводы экономического анализа

Расчет затрат предпринимателей

Принятие вышеуказанных вариантов приведет:

- к незначительному увеличению фиксированной ставки с учетом ежегодной индексации (107) в абсолютной сумме к 2027 году с 30 сом до 68 сом или на 38 сом, тогда как  за этот же период размер  пенсии и среднемесячной заработной платы   по расчетным данным возрастет в 3 раза;

- к незначительному размеру страховой части пенсии, СП 2 будет 148 сом, что ниже соответствующих СП 2 по  предлагаемому проекту Закона от 3 раз до 70 раз (Приложение 2);

 

 

Установление ставок тарифов для КФХ и ИП  от среднемесячной заработной платы (далее СМЗ), используемого в качестве базы для исчисления страховых взносов, за исключением высокого уровня заработной платы, доплат к заработной плате, сложившихся за счет надбавок и районных коэффициентов, установленных за работу в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики приведет к получению пенсии с учетом базовой части пенсии:

   - от 40% до 75% от ПМП для лиц, владеющих земельной долей от 0,05 га  до 10 га (при индексации взносов на личном страховом счете в 1,4 раза);

   - от 100 % до 150% от ПМП для лиц, владеющих земельной долей 10 га и выше (Приложение 2) .

Для лиц, занятых ИТД на рынках, ставки тарифов  страховых взносов предлагается  поэтапно увеличивать каждые 2 года с доведением:

- для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров с контейнеров в течение 10 лет с 6% до  10 % от СМЗ к 2025 году,

  - для физических лиц, осуществляющих реализацию товаров с лотков, торговых мест с 3% до 5 % от СМЗ к  2025 году.

Среднемесячная зарплата, для исчисления страховых взносов принимается за исключением вышеуказанных факторов как для КФХ.

 

Расчет затрат государства

 

При условии введения «Фиксированной ставки страховых взносов с ежегодной индексацией на уровень ИПЦ» Социальный фонд Кыргызской Республики недополучит страховые взносы на сумму 138,5 млн.сомов за 2017 год,  за 2018 год 117,9 млн.сомов, которые могли бы быть направлены на повышение пенсий.

В результате будет создана ситуация для государства – увеличение дефицита государственного бюджета, средства из которого должны будут направлены на покрытие дефицита бюджета социального страхования.

По предварительным прогнозным расчетам, в случае принятия законопроекта поступление страховых взносов от КФХ составит  в 2016 году 200 млн.сомов, в 2017 году-227 млн.сомов (рост 113,7 %), в 2018 году – 541 млн.сомов (рост в 2 раза). (Приложение 6)

При условии установления ставок тарифов для КФХ и ИП  от среднемесячной заработной платы (далее СМЗ), используемого в качестве базы для исчисления страховых взносов, за исключением высокого уровня заработной платы, доплат к заработной плате, сложившихся за счет надбавок и районных коэффициентов, установленных за работу в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики поступление страховых взносов от КФХ составит  в 2016 году 200 млн.сомов, в 2017 году-227 млн.сомов (рост 113,7 %), в 2018 году – 541 млн.сомов (рост в 2 раза). (Приложение 6)

Поступление страховых взносов от ИП составит  в 2016 году 627,4 млн.сомов, в 2017 году-678,1 млн.сомов (рост 108 %), в 2018 году – 744,0 млн.сомов (рост в 109,7 %)

 

Результаты общественных обсуждений

 

Данный вариант обсуждался с членами рабочей группы, по результатам обсуждений было выражено несогласие с данным вариантом регулирования. При этом,  мнения членов рабочей группы были учтены полностью.

Все члены рабочей группы согласились с мнением, что при выборе этих вариантов встает вопрос пенсионного обеспечения  КФХ в будущем, что приведет к возврату системы пенсионного страхования, когда незначительными суммами, данные граждане приобретали страховой стаж и право на базовую пенсию в полном размере, что способствовало иждивенческим настроениям при реализации права на пенсию.

 

       2.4. Вариант «Совершенствование регулятивного воздействия государства при учете законных и обоснованных интересов заинтересованных сторон»

       Во избежание негативных проявлений  и в целях социальной защищенности граждан Кыргызской Республики предлагается вариант  обоснованных интересов заинтересованных сторон.

       Для решения данного вопроса в целях справедливого распределения нагрузки  предлагается внести изменения и дополнения в Закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» в части  установления для глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, а также для членов сельскохозяйственных коо