Опубликовано 9.04.2019

Проект на рассмотрение

Проект на рассмотрение

 

Социальный фонд Кыргызской Республики представляет проект Среднесрочной стратегии бюджетных расходов по сектору
«Государственное социальное страхование» на 2020-2022 гг.

 

ведение, описание сектора

Социальный фонд Кыргызской Республики представляет секторальную стратегию в рамках Среднесрочного прогноза бюджета Кыргызской Республики на 2020-2022 годы.

Данная стратегия описывает программы бюджетных расходов в части средств, получаемых из республиканского бюджета на выплату базовой части пенсий, пенсий военнослужащих, льготных пенсий, надбавок и компенсаций к пенсиям.

 

Описание роли главного распорядителя

Социальный фонд Кыргызской Республики является исполнительным органом системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, действующим на принципах самоуправления.

 

Стратегическая цель сектора

Пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости играет важную роль в экономической, общественно-политической жизни и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с состоянием рынка труда и системой оплаты труда, налоговой и финансовой системами, а также с демографической и социально-экономической ситуацией в стране.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере пенсионного обеспечения право на пенсию имеют граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике и уплачивающие страховые взносы.

Назначаются следующие виды пенсий:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

 

Стратегические задачи сектора

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики» от 2 августа 2004 года № 103 Социальный фонд имеет собственный бюджет, утверждаемый и уточняемый ежегодно в виде закона. Доходная часть бюджета формируется в основном за счёт страховых взносов и ассигнований из республиканского бюджета.

Осуществление вышеперечисленных основных направлений деятельности Социального фонда, а также административное управление осуществляются за счёт средств Социального фонда.

По этой причине данная стратегия сформирована только для той части бюджета Социального фонда, которая формируется и исполняется за счёт ассигнований из республиканского бюджета.

За счёт ассигнований из республиканского бюджета Социальным фондом осуществляется финансирование базовой части пенсий, льготных пенсий, пенсий военнослужащих, а также выплата надбавок к пенсиям (за особые заслуги перед Кыргызской Республикой, 80-ти летним, матерям-героиням и др.), компенсационных выплат за электроэнергию.

 

Анализ текущей ситуации

По итогам 2018 года количество пенсионеров составило 651,2 тыс. человек, или на 17,3 тыс. человек больше по сравнению с предыдущим годом.

По итогам 2018 года средний размер пенсии составил 5604 сомов. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, прожиточный минимум пенсионера за 2018 год составил 4283 сома. Соотношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера составило 130,8%.

Количество пенсионеров, получающих пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера составило 38,0% общего количества пенсионеров.

В целях обеспечения дальнейшей поддержки жизненного уровня пенсионеров приняты постановления Правительства Кыргызской Республики от 22 сентября 2018 года №442 «Об индексации базовой части пенсий, общий размер которых ниже величины прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год, с 1 октября 2018 года» и от 22 сентября 2018 года № 443 «Об индексации размеров страховых частей пенсии с 1 октября 2018 года», которыми предусматривается с 1 октября 2018 года:

 - индексация базовой часть пенсии, установленной в размере 1780 сомов, на рост средней заработной платы 2017 года (105,5%) или на 100 сомов. При этом индексация осуществлена для пенсионеров, чей общий размер пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера за прошлый год (4393 сома), т.е. для 38% пенсионеров (246,0 тыс. чел),

 - индексация размеров страховых частей пенсии на коэффициент индексации 1,07, но не менее чем на 250 сомов для пенсий, общий размер которых не превышает 4393 сома, и не менее чем на 370 сомов для пенсий, общий размер которых превышает 4394 сома.

 

Перечень бюджетных программ

Среднесрочная стратегия бюджетных расходов сектора на 2020-2022 гг. включает одну программу бюджетных расходов:

  • Пенсионное обеспечение и компенсации за счет бюджетных средств.

 

Меры по реализации указанной программы согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющих политику развития сектора.

 

Программа 1. Пенсионное обеспечение и компенсации за счет бюджетных средств.

Цели программы:

Повышение адресности и эффективности расходов по выплате пенсий, надбавок к пенсиям и компенсаций, финансируемых за счёт денежных средств республиканского бюджета.

 

Ожидаемые результаты реализации программы в среднесрочном периоде:

Целевые значения индикаторов результативности по программе и мерам приведены в Приложении 1 к настоящему документу.

 

Бюджетные меры в рамках программы:

В рамках данной бюджетной программы производится распределение средств по установленным категориям выплат. Поэтому формулировка бюджетных мер совпадает с наименованием таких категорий:

1.1.     Обеспечение базовой части пенсии.

Данная бюджетная мера предусматривает выплату базовой части пенсий из средств, финансируемых за счёт ассигнований из республиканского бюджета.

Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики «О финансировании базовой части пенсии» №594 от 6 ноября 2013 года, с 1 января 2017 года и в последующие годы выплата базовой части пенсии производится за счёт средств республиканского бюджета в размере 100% от годовой потребности.

Условием для проведения индексации базовой части пенсии, согласно Закону Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» №57 от 21 июля 1997 года, является увеличение величины средней заработной платы по республике за предыдущий календарный год, предшествующий индексации. Базовая часть пенсии индексируется, если общий размер пенсии ниже величины прожиточного минимума пенсионера (фактически сложившейся за предыдущий календарный год).

1.2.     Выплата компенсации за электроэнергию пенсионерам.

В рамках данной бюджетной меры производится выплата компенсации за электроэнергию пенсионерам с размерами пенсий до 4000 сомов. В данном документе не учтены возможные дополнительные расходы по компенсационным выплатам за электроэнергию при повышении тарифов на энергоносители.

1.3.     Пенсионное обеспечение военнослужащих, выплата сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей единовременного пособия.

Данная бюджетная мера обеспечивает выплату пенсионного обеспечения военнослужащих и выплату сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей единовременного пособия по страховому случаю (гибель, получение увечья).

Потребность сформирована согласно представленных данных силовых министерств и ведомств.

1.4.     Льготное (досрочное) пенсионное обеспечение отдельных категорий населения и выплата надбавок к пенсиям.

В рамках данной бюджетной меры производится выплата пенсий определённых категорий населения (многодетным матерям и матерям инвалидов с детства, за работу в условиях высокогорья, проживающим в отдаленных и труднодоступных районах) и выплата надбавок к пенсиям.

Увеличение объёма ассигнований из республиканского бюджета связано с планируемым ежегодным повышением размера базовой и страховой частей пенсии.

 

  Структура бюджетных расходов СФ КР, финансируемых за счёт республиканского бюджета, приведена в нижеследующей диаграмме:

Бюджетные меры

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Обеспечение базовой части пенсии

12 484,1

13 036,0

13 672,6

14 405,6

Выплата компенсации за электроэнергию пенсионерам

1 877,5

1 915,8

1 951,7

1 986,8

Пенсионное обеспечение военнослужащих, выплата сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей единовременного пособия

2 866,6

3 095,6

3 326,2

3 544,0

Льготное (досрочное) пенсионное обеспечение отдельных категорий населения и выплата надбавок к пенсиям

3 810,8

3 864,5

3 994,5

4 073,4

Всего

21 039,0

21 911,9

22 945,0

24 009,8

 

Структура бюджетных программ и мер ССБР по сектору «Государственное социальное страхование» на 2020 - 2022 гг.                      
Главный распорядитель  Социальный фонд Кыргызской Республики                              
                                     
Код ПР Код МЕ Код ИН Бюджетные программы/
Бюджетные меры
Менеджер программы Ответственное ведомство /
подразделение
Соиспол-нитель Финансирование (по программам/мерам) (тыс.сом) Индикаторы результативности Единица измерения Базовый год Целевые значения
2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
180   3 Программа 1.
Пенсионное обеспечение и компенсации за счет бюджетных средств
Первый заместитель Председателя Бюджетное управление Социального фонда КР   20 021 746,4 21 038 980,1 21 911 943,5 22 945 019,1 24 009 776,8 Индикатор результативности (целевой индикатор по Программе) Количество нарушений по задержке выплаты пенсий, финансируемых за счёт республиканского бюджета. шт. 0 0 0 0 0
  01 3 Обеспечение базовой части пенсии*       11 783 498,2 12 484 082,1 13 035 968,5 13 672 576,9 14 405 587,4 Количество нарушений по задержке выплаты пенсий, финансируемых за счёт республиканского бюджета. шт. 0 0 0 0 0
  02 3 Выплата компенсации за электроэнергию пенсионерам       1 858 396,7 1 877 544,1 1 915 837,9 1 951 716,8 1 986 821,2 Количество нарушений по задержке выплаты пенсий, финансируемых за счёт республиканского бюджета. шт. 0 0 0 0 0
  03 3 Пенсионное обеспечение военнослужащих, выплата сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей единовременного пособия       2 502 068,6 2 866 557,0 3 095 642,5 3 326 204,5 3 543 990,7 Количество нарушений по задержке выплаты пенсий, финансируемых за счёт республиканского бюджета. шт. 0 0 0 0 0
  04 3 Льготное (досрочное) пенсионное обеспечение отдельных категорий населения и выплата надбавок к пенсиям       3 877 782,9 3 810 796,9 3 864 494,6 3 994 520,9 4 073 377,5 Количество нарушений по задержке выплаты пенсий, финансируемых за счёт республиканского бюджета. шт. 0 0 0 0 0
ВСЕГО (контрольные цифры)       20 021 746,4 21 038 980,1 21 911 943,5 22 945 019,1 24 009 776,8