Опубликовано 18.04.2018

Социальный фонд Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение Среднесрочную стратегию бюджетных расходов

 

Среднесрочная стратегия бюджетных расходов по сектору
«Государственное социальное страхование» на 2019-2021 гг.

Введение

Социальный фонд Кыргызской Республики представляет секторальную стратегию в рамках Среднесрочного прогноза бюджета Кыргызской Республики на 2019-2021 годы.

Данная стратегия описывает программы бюджетных расходов в части средств, получаемых из республиканского бюджета на выплату базовой части пенсий, пенсий военнослужащих, льготных пенсий, надбавок и компенсаций к пенсиям.

Определение и описание сектора

Социальный фонд Кыргызской Республики является исполнительным органом системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, действующим на принципах самоуправления.

Пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости играет важную роль в экономической, общественно-политической жизни и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с состоянием рынка труда и системой оплаты труда, налоговой и финансовой системами, а также с демографической и социально-экономической ситуацией в стране.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере пенсионного обеспечения право на пенсию имеют граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике и уплачивающие страховые взносы.

Назначаются следующие виды пенсий:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

По итогам 2017 года количество пенсионеров составило 633,9 тыс. человек, или на 16,5 тыс. человек больше по сравнению с предыдущим годом.

По итогам 2017 года средний размер пенсии составил 5412 сомов. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, прожиточный минимум пенсионера за 2017 год составил 4393 сома. Соотношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера составило 123,2 %.

Количество пенсионеров получающих пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера, по сравнению с 2016 годом сократилось на 22,5 тыс. человек и составило 38,0% общего количества пенсионеров.

Стратегические цели и задачи сектора

В целях поддержки жизненного уровня пенсионеров, Правительством Кыргызской Республики были приняты постановления «Об установлении размера базовой части пенсии с 1 октября 2017 года» №491 от 18 августа 2017 года и «Об индексации размеров страховых частей пенсии с 1 октября 2017 года» №492 от 19 августа 2017 года, предусматривающие следующий механизм повышения пенсий с 1 октября 2017 года:

-базовая часть пенсии с 1 октября 2017 года установлена в размере 1780 сомов или повышена на 280 сомов;

-проведена индексация страховых частей пенсий на коэффициент индексации в размере 1,05, но не менее чем на 240 сомов.

Кроме этого, размер общей пенсии инвалидов I группы установлен не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за прошлый год.

Программы бюджетных расходов

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики» от 2 августа 2004 года № 103 Социальный фонд имеет собственный бюджет, утверждаемый и уточняемый ежегодно в виде закона. Доходная часть бюджета формируется в основном за счёт страховых взносов и ассигнований из республиканского бюджета.

Осуществление вышеперечисленных основных направлений деятельности Социального фонда, а также административное управление осуществляются за счёт средств Социального фонда.

По этой причине данная стратегия сформирована только для той части бюджета Социального фонда, которая формируется и исполняется за счёт ассигнований из республиканского бюджета.

Соответственно, Среднесрочная стратегия бюджетных расходов сектора на 2019-2021 гг. включает одну программу бюджетных расходов:

  • Эффективное использование Социальным фондом ассигнований из республиканского бюджета.

Меры по реализации указанной программы согласуются с мерами, предусмотренными в правительственных программах, определяющих политику развития сектора.

Программа 1. Эффективное использование Социальным фондом ассигнований  из республиканского бюджета.

Цели программы:

Повышение адресности и эффективности расходов по выплате пенсий, надбавок к пенсиям и компенсаций, финансируемых за счёт денежных средств республиканского бюджета.

Ожидаемые результаты реализации программы в среднесрочном периоде:

Целевые значения индикаторов результативности по программе и мерам приведены в Приложении 1 к настоящему документу.

Текущая ситуация:

За счёт ассигнований из республиканского бюджета Социальным фондом осуществляется финансирование базовой части пенсий, льготных пенсий, пенсий военнослужащих, а также выплата надбавок к пенсиям (за особые заслуги перед Кыргызской Республикой, 80-ти летним, матерям-героиням и др.), компенсационных выплат за электроэнергию.

Бюджетные меры в рамках программы:

В рамках данной бюджетной программы производится распределение средств по установленным категориям выплат. Поэтому формулировка бюджетных мер совпадает с наименованием таких категорий:

1.1.         Финансирование базовой части пенсии.

Данная бюджетная мера предусматривает выплату базовой части пенсий из средств, финансируемых за счёт ассигнований из республиканского бюджета.

Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики «О финансировании базовой части пенсии» №594 от 6 ноября 2013 года, с 1 января 2017 года и в последующие годы выплата базовой части пенсии производится за счёт средств республиканского бюджета в размере 100% от годовой потребности.

Условием для проведения индексации базовой части пенсии, согласно Закону Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» №57 от 21 июля 1997 года, является увеличение величины средней заработной платы по республике за предыдущий календарный год, предшествующий индексации. Базовая часть пенсии индексируется, если общий размер пенсии ниже величины прожиточного минимума пенсионера (фактически сложившейся за предыдущий календарный год).

1.2.         Выплата компенсации за электроэнергию пенсионерам.

В рамках данной бюджетной меры производится выплата компенсации за электроэнергию пенсионерам с размерами пенсий до 4000 сомов. В данном документе не учтены возможные дополнительные расходы по компенсационным выплатам за электроэнергию при повышении тарифов на энергоносители.

1.3.         Пенсионное обеспечение военнослужащих, выплата сотрудникам ОВД и членам их семей единовременного пособия.

Данная бюджетная мера обеспечивает выплату пенсионного обеспечения военнослужащих и выплату сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей единовременного пособия по страховому случаю (гибель, получение увечья).

Потребность сформирована согласно представленных данных силовых министерств и ведомств.

1.4.         Пенсии и надбавки к пенсиям.

В рамках данной бюджетной меры производится выплата пенсий определённых категорий населения (многодетным матерям и матерям инвалидов с детства, за работу в условиях высокогорья, проживающим в отдаленных и труднодоступных районах) и выплата надбавок к пенсиям.

Увеличение объёма ассигнований из республиканского бюджета связано с планируемым ежегодным повышением размера базовой и страховой частей пенсии.

         Структура бюджетных расходов СФ КР, финансируемых за счёт республиканского бюджета, приведена в нижеследующей диаграмме:

(млн. сомов)

Бюджетные меры

уточ. 2018 г. 

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Финансирование базовой части пенсии

11 756,0

12 268,4

12 868,2

13 689,0

Выплата компенсации за электроэнергию пенсионерам

1 859,3

1 884,7

1 903,2

1 920,7

Пенсионное обеспечение военнослужащих, выплата сотрудникам ОВД и членам их семей единовременного пособия

2 792,1

3 006,1

3 253,1

3 508,2

Пенсии и надбавки к пенсиям

3 898,2

4 026,8

4 218,5

4 453,6

Погашение задолженности перед Социальным фондом

349,1

 

 

 

Всего

20 654,7

21 185,9

22 243,0

23 571,6

 

 

                   
         
                     
                     
  Финансирование Индикаторы результативности Ед. изм-я Базовый год Целевые значения  
(по программам/мерам) (тыс.сом)  
2019 2020 2021 2017 2018 2019 2020 2021
   
  21 185 930,6 22 242 969,4 23 571 626,0 Количество нарушений по задержке выплаты пенсий, финансируемых за счёт республиканского бюджета. шт. 0 0 0 0 0
  12 268 379,0 12 868 168,6 13 689 013,3              
  1 884 697,4 1 903 202,9 1 920 743,7              
  3 006 073,3 3 253 073,3 3 508 225,4              
  4 026 780,8 4 218 524,7 4 453 643,6              
  21 185 930,6 22 242 969,4 23 571 626,0              
                     
  19 852 358,0 20 351 420,0 21 499 852,0              
                     
                     
                     
  12 268 379,0 12 868 168,6 13 689 013,3              
  1 884 697,4 1 903 202,9 1 920 743,7              
  2 981 833,3 3 227 823,3 3 481 965,4              
  24 240,0 25 250,0 26 260,0              
  3 006 073,3 3 253 073,3 3 508 225,4              
  610 662,6 623 754,9 637 268,4              
  230 137,7 222 115,0 214 679,1              
  1 363 813,8 1 488 087,9 1 625 583,3              
  200 092,1 211 325,9 229 913,7              
  1 574 794,0 1 624 225,2 1 694 817,2              
  34 842,1 36 169,4 38 102,9              
  3 766,7 3 766,7 3 766,7              
  8 671,6 9 079,6 9 512,3              
                     
  24 192 003,9 25 496 042,7 27 079 851,3              
                     
  ЛОЖЬ                  
                     
                      Приложение 2              
                                 
                                     
                   
                           
                         
                         
                       
                      21 185 930,6              
                      0,0              
                      0,0              
                      0,0              
                      0,0              
                      0,0              
                      0,0              
                      0,0              
              0,0 0,0 0,0 0,0 21 185 930,6              
                                     
            тыс.сом              
        Спецсредства ВСЕГО              
      Текущие расходы  в том числе Кап. вложения              
      зарплата отчисл. в соцфонд  <