Опубликовано 7.08.2023

Повышение пенсий кыргызстанцев. Интервью с главой Соцфонда

Повышение пенсий кыргызстанцев. Интервью с главой Соцфонда

Бишкек (АКИpress) – В Кыргызстане 1 октября ожидается повышение пенсии на 38%, но не менее чем на 500 сомов.

Председатель Социального фонда Бактияр Алиев в интервью АКИpress подробно рассказал о предстоящем повышении пенсии.

- На общественное обсуждение вынесли новый проект, которым повышается страховая часть пенсий. Можете подробнее рассказать об этом проекте? Кого коснется повышение? Есть ли расчеты, сколько будут получать кыргызстанцы после повышения минимально и максимально?

- Индексация страховых частей пенсии производится на рост средней заработной платы и индекса потребительских цен, сложившихся за календарный год, предшествующий индексации, за счет средств пенсионного фонда.

Используя эти данные, выводится коэффициент индексации страховых частей пенсии, который составил бы 1,26 на текущий год.

Социальный фонд разработал проект постановления Кабмина в целях обеспечения дальнейшей поддержки жизненного уровня пенсионеров. Проектом предлагается повысить страховые части пенсии на коэффициент индексации 1,38, или проще говоря на 38%, но не менее чем на 500 сомов.

Это означает, что если сумма повышения страховых частей составит менее 500 сомов, то в любом случае повышение произойдет не менее чем на 500 сомов.

Таким образом, в результате повышения для пенсий до 5000 сомов (порядка 219 тыс. пенсионеров) повышение страховой части пенсии в среднем составит не 38%, а 81,1%, за счет установления минимального порога в размере 500 сомов.

Для пенсий свыше 5000 сомов страховая часть пенсии будет проиндексирована на 38%, при этом у каждого пенсионера повышение страховой части пенсии будет индивидуально, и зависеть от суммы страховой части пенсии.

Например, для пенсий в размере от 5000 до 10 000 сомов повышение страховой части пенсии будет в среднем на 1470 сомов, от 10 000 до 20 000 сомов – 3932 сомов, свыше 20 000 сомов – 9536 сомов и так далее.

Данные мероприятия защищают интересы как малообеспеченных за счет установления минимального порога (500 сомов), так и граждан, делающих большие отчисления в пенсионную систему, чем больше взносов, тем выше индексация.

По предварительным расчетам Соцфонда, количество пенсионеров на 1 октября 2023 года в общем составит 765,6 тыс. человек. По итогам предстоящей индексации страховых частей пенсии средний размер общей пенсии расчетно составит 9413 сомов, что выше среднего размера пенсии на момент повышения на 1728 сомов.

Расходы на повышение страховых частей пенсий с 1 октября 2023 года предусмотрены в бюджете Социального фонда. Потребность только на три месяца 2023 года составит 3 млрд 975 млн 843 тыс. 900 сомов за счет средств пенсионного фонда.

Данное повышение страховой части пенсии коснется всех пенсий, назначенных до 1 октября 2023 года.

Следует отметить, что прибавка к пенсии здесь зависит от вашего трудового стажа и суммы уплаченных вами страховых взносов. Точнее, если гражданин проработал много лет и при этом заплатил много денег в Соцфонд, то пенсия будет соответственно большая и при ежегодно повышении прибавка к пенсии будет больше, поскольку его вклад был существенным. Например, вы проработали 40 лет и заплатили миллионы страховых взносов. А ваш знакомый проработал всего 7 лет и заплатил всего несколько тысяч сомов страховых взносов в Соцфонд. Теперь, почему вы оба должны получать одинаковую пенсию при выходе на пенсию? Это было бы несправедливо. Поэтому прошу граждан отнестись к этому с пониманием.

- Ранее Жогорку Кенеш отклонил законопроекты Соцфонда. Планируется ли, что все предложения депутатов будут внесены в законопроект? Какую редакцию нам ожидать? Вы предлагали отменить досрочное назначение пенсий по возрасту. Скажите, рассматривалась ли эта инициатива?

- На сегодняшний день пенсионное обеспечение является одним из важных направлений социальной политики не только у нас в Кыргызстане, но и во всем мире. В последнее время все больше встает вопрос справедливости пенсионной системы, взаимосвязи уплаченных страховых взносов и получаемой пенсии.

В первые годы независимости для государства было важнее обеспечить всех пенсионным обеспечением в равной степени. Однако, в последние годы все больше ставился вопрос о справедливости действующей пенсионной системы. Уравнительные моменты в прежней пенсионной системе уже более не удовлетворяют население. Работающий и отчисляющий страховые взносы человек хочет и требует адекватную своим взносам пенсию. Это справедливое требование. Так как вместе с развитием экономики и уровня жизни населения приходит и более осознанный и ответственный подход к своему уровню жизни, к своим источникам доходов, как в настоящем, так и в будущем.

Необходимо отметить, что рассмотрение законопроекта вызвало в последнее время очень много обсуждений. Возможно, это связано с недопониманием сути и цели законопроекта.

Есть очевидные факты, на которые должна своевременно реагировать пенсионная система. Это нарастание количества льготных пенсий (почти половина новых назначений), что снижает общий пенсионный возраст, отсутствие конкретных требований по стажу, что приводит к мизерным пенсиям и так далее. Поэтому встает вопрос, сможет ли пенсионная системы быть финансово устойчивой в долгосрочной перспективе.

Да, мы можем ситуацию оставить как есть, переложить непопулярные меры на будущий период и просто отсидеться, думая, что в будущем все риски пенсионной системы возьмет на себя республиканский бюджет.

Вместе с тем мы должны задуматься, сможет ли бюджет республики потянуть громадные расходы на дополнительные схемы социального обеспечения. Для чего уже сегодня необходимо создать условия, чтобы трудоспособные граждане полноценно формировали пенсионные права и капитал, чтобы каждый гражданин имел равные права на пенсию, о чем мы должны открыто сказать и принять соответствующие меры.

Исходя из вышеизложенного, был разработан законопроект, предусматривающий упрощение процедуры назначения первой страховой части пенсии (СП1), введение минимального требуемого стажа с назначением базовой части пенсии в полном размере, улучшение норм по назначению пенсий по инвалидности и потере кормильца, отмену досрочных пенсий.

Законопроект был отклонен во втором чтении в Жогорку Кенеше. Основными вопросами, приведшими к возражениям со стороны парламента, являлись приведение некоторых льготных возрастов (высокогорье) в соответствие с общеустановленным возрастом и отмена выплаты базовой части пенсии для работающих пенсионеров-госслужащих, согласно утвержденному реестру государственных и муниципальных должностей.

В этой связи Социальным фондом в настоящее время заново готовится законопроект для внесения на рассмотрение в парламент, за исключением вышеуказанных двух вопросов.

При этом в данном законопроекте будет сохранена норма по отмене досрочных пенсий. Попробуем объяснить, почему необходимо исключить досрочные пенсии.

Ранее при повышении пенсионного возраста в 2008 году для смягчения этой меры был оставлен возраст 55/60 лет для лиц со стажем, превышающем расчетный стаж на 10/15 лет.

При назначении досрочных пенсий учитываются также не подкрепленные страховыми взносами «советские» периоды, военная служба, «декретные» периоды, время обучения, то есть эти периоды не подкреплены уплатой взносов.

Поскольку досрочно вышедшие пенсионеры не в полной мере финансово участвуют в пенсионной системе, размер их пенсий на 33% ниже среднего размера пенсий по возрасту по республике.

Количество досрочно назначенных пенсий ежегодно растет. Так, если в 2008 году было назначено досрочных пенсий только 427 пенсионерам, что составило 0,8% новых назначений по возрасту, то в 2011 году количество таких назначений составило уже — 13 тыс. 626 человек, или 44,5 % новых назначений по возрасту, в 2022 году — 16 тыс. 427, или 36,7% новых назначений по возрасту.

Досрочные пенсии появились в советское время. За основу была взята индустриализация СССР. Высокая интенсивность промышленности, значительный рост числа занятых во вредных условиях, преждевременная утрата ими трудоспособности потребовали введения для этих лиц социального пенсионного обеспечения.

Определение права на досрочную пенсию основано на экспертной оценке вредных и тяжелых условий труда. В связи с этим были введены перечни производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на получение государственной пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Впоследствии «льготная или досрочная пенсия» стала синонимом необоснованных преференций и льгот, однако в основе этого метода изначально была заложена конструктивная идея компенсации риска потери профессиональной трудоспособности. Таким образом, досрочная пенсия не подтверждена никакими научными обоснованиями, кроме того, с момента введения этой нормы прошло 15 лет.

В связи с этим необходимо принятие стимулирующих мер для застрахованных лиц к полноценному финансовому участию в формировании своей пенсии путем отмены досрочных пенсий по возрасту с тем, чтобы они могли рассчитывать на больший размер пенсии.

Еще одним вопросом, вызвавшим бурные обсуждения, является введение требования по минимальному страховому стажу для права на пенсию. В настоящее время из-за отсутствия такого требования сложилась ситуация, когда человек, отработав даже всего лишь год, имеет право на пенсию.

Естественно, отчисления за такой короткий промежуток времени мизерные, соответственно и пенсия, рассчитанная на этих взносах, будет недостаточная, что приводит к бедности среди пенсионеров, а также недовольствам низкими размерами пенсий со стороны этих граждан.

Например, будущий пенсионер-мужчина отработал в своей жизни всего лишь год, отчисления его составили 10 000 сомов за 12 месяцев. Теперь эти 10000 сомов распределяются на дожитие пенсионера (примерно 17 лет), и выводится ежемесячная пенсия. Так, 10 000 сомов с учетом индексации взносов составят примерно 15 000 сомов, далее эта сумма делится на 17 лет и 12 месяцев, таким образом страховая часть пенсии составит всего лишь 73,5 сомов. К этой сумме добавляется базовая часть пенсии, которая также исчисляется пропорционально стажу (3170/25 лет расчетного стажа на 1 год фактического стажа =127 сомов), итого пенсия всего лишь 200 сомов.

Количество таких пенсий также ежегодно растет. Так, если в 2012 году количество новых назначений с неполным стажем составило 567 человек, или 1,8 % новых назначений по возрасту, то в 2017 году – 4008 человек, или 12,3 % новых назначений по возрасту, а в 2022 году – 10 057 человек, или уже 22,4% новых назначений по возрасту.

Средний размер новых назначений при неполном стаже составляет всего лишь 3089 сомов с учетом компенсации за электроэнергию, что на 35% ниже среднего размера новых назначений по возрасту.

Исходя из вышеизложенного, в целях создания условий для полноценного финансового участия граждан в пенсионной системе и предотвращения бедности среди пенсионеров предлагается поэтапно ввести требования по минимальному страховому стажу с 5 лет начиная с 2024 года и доведением до 20 лет к 2039 году.

При этом вместе с этой норма вводится назначение полной базовой части пенсии, то есть пропорционального исчисления базовая части теперь не будет, и пенсий ниже 3170 сомов тоже не будет. Такие изменения являются комплексными и позволят подтянуть низкие размеры пенсий, за счет перенаправления оптимизированных средств за счет введения минимального стажа и отмены досрочных пенсий на установление полной базовой пенсии, которая является поддержкой государства для пенсионеров с низкими размерами пенсий.

При этом, общеустановленный возраст выхода на пенсию в республике не меняется.

Если сравнивать с другими странами, то во многих страхах, в том числе и странах СНГ, существуют требования по минимальному стажу, не имея которого, застрахованные лица не имеют права на пенсию:

Страна Возраст мужчины/женщины Необходимый стаж
Беларусь 63/58 лет начиная с 01.01.2023г. до 01.01.2025г. поэтапно повышается с 19 до 20 лет для мужчин и женщин
Казахстан 63/61 год, с увеличением для женщин до 63 лет в 2031г. 25/20 лет
Латвия 64,6 лет для обоих полов 15 лет для обоих полов, с 01.01.2025г. 25 лет
Россия 65/60 лет с 01.01.2023г. 14 лет, с 01.01.2024г. – 15 лет
Армения 63 года для обоих полов не менее 10 лет
Молдова 63/60,6, с увеличением для женщин до 63 лет в 2028г. 15 лет для мужчин и женщин
Таджикистан 63/58 лет 25/20
Турция 60/58 (увеличение до 65 для мужчин и женщин с 2036 по 2048г.). 25/20 лет
Франция 62 года 41,6 лет
Германия 67/65 лет 5 лет
Япония 62 года, 65 лет к 2025г. 25 лет
Великобритания 65/60 лет 10 лет
США 67/65 13 лет
Польша 65/60 20/15
- Скольким люди за полгода 2023 года была досрочно была назначена пенсия по возрасту?

- За первое полугодие 2023 года назначена досрочная пенсия по возрасту 7336 гражданам.

- Выявляет ли Соцфонд случаи, когда родственники продолжают получать пенсии за умерших близких? Какие меры принимаются в таких случаях?

- Аудитом Соцфонда выявляются случаи, когда родственники продолжают получать пенсии за умерших близких по банковским картам. Сумма переплат, выявленные в таких случаях, полностью восстанавливаются на счета Социального фонда, соответственно, не передаются в правоохранительные органы.

- Сколько пенсионеров приходится на одного работающего гражданина? Адекватна ли эта нагрузка?

- В соответствии с нормами Конвенции Международной организации труда №102 (1952 года) «О минимальных нормах социального обеспечения», которая устанавливает минимальный уровень пенсионного обеспечения в размере 40 % от «типичной заработной платы» при наличии 30 лет страхового стажа (периода уплаты страховых взносов).

Для сбалансированности пенсионной системы необходимо соблюдение количества плательщиков и количества пенсионеров в соотношении не менее 1:3. В настоящее время фактическое соотношение в республике составляет 1:1,9, однако реальное количество уплачивающих страховые взносы составляет 1:0,8.

Данное обстоятельство связано с наличием многочисленных льготных категорий тарифов страховых взносов.

Плательщики бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов составляют 39,1% от общей численности плательщиков, при этом они обеспечивают более 96% от общей суммы поступивших страховых взносов.

Самая многочисленная категория плательщиков – члены крестьянско-фермерских хозяйств (29,4%), которые платят взносы по символическим фиксированным ставкам (7,7 сомов в месяц в среднем), исходя из площади и плодородности земель. Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общих поступлениях взносов составляет всего 0,6%, при этом на выплату им пенсий направляется порядка 40% бюджета пенсионного фонда. Почти такая же ситуация сложилась с индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, размер их пенсии состоит в основном из базовой части пенсии, а не страховой, что создает несбалансированность взносов и получаемых пенсий, необоснованные недовольства низкими размерами пенсий, требования по значительному повышению, перераспределительные моменты в пенсионной системе.

В этой связи актуальной задачей пенсионной системы является повышение справедливости и эффективности системы пенсионного страхования через усиление в ней страховых принципов формирования пенсии путем обеспечения равных прав на нее для всех участвующих в системе граждан.

- В нашей стране мужчины выходят на пенсию в 63 года, а женщины в 58 лет. Скажите, в каких случаях человек может выйти на пенсию пораньше?

- Общеустановленный возраст выхода на пенсию в нашей республике составляет 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

При этом законодательством предусмотрены нормы по более раннему выходу на пенсию. Так, например:

- проработавшие и прожившие в условиях высокогорья на 8 лет раньше общеустановленного,

- женщины, родившие трех детей (также по высокогорью) – на 13 лет раньше,

- по отдаленности и труднодоступности, досрочные пенсии – на 3 года раньше,

- многодетные матери – на 5 лет раньше,

- по Списку №1 – на 10 лет раньше,

- по Списку № 2 – на 5 лет раньше,

- ЧАЭСники – на 5-10 лет раньше, в зависимости от года участи в ликвидации аварии на ЧАЭС и так далее.

По итогам 2022 года общая численность получателей пенсий достигла порядка 747,7 тыс. человек, при этом из-за обширного списка категорий, которые могут выйти на пенсию раньше, 52% новых пенсий по возрасту, то есть более половины были назначены досрочно или на льготных основаниях. Влияние назначения ранних пенсий приводит к тому, что средний фактический возраст выхода на пенсию оказывается почти на два года ниже установленного возраста. Кроме того, за счет меньшего участия в системе, размеры их первоначальных пенсий значительно ниже, чем тех, кто имеет полный страховой стаж и выходит на пенсию в общеустановленном возрасте, такая ситуация приводит к бедности среди пенсионеров.

По итогам 2022 года средний размер пенсии по возрасту составлял 8034 сома, с учетом компенсационных выплат за электроэнергию, при этом, размеры пенсий досрочников и льготников при назначении составляют чуть более 50% средней пенсии по республике.

Таким образом, наличие льготных возрастов, возможность выхода на пенсию с неполным стажем, наличие многочисленных льготных видов тарифов страховых взносов приводит к тому, что пенсии назначаются ниже размера прожиточного минимума пенсионера.

Даже при приведении ежегодных индексаций пенсий низкие пенсии дотягиваются до прожиточного минимума в течение определенного периода времени. Однако такие индексации приводят к перераспределению финансовых средств от производящих достаточные отчисления к тем, кто сделал мизерные отчисления.

Такая ситуация приводит к справедливым нареканиям к пенсионной системе со стороны полноценно финансово участвовавших в пенсионной системе граждан.

- В последние полтора года в Кыргызстан приехали релоканты из России. Скажите, были ли заявления от них на получения патента на трудовую деятельность? В целом на каких основаниях они могут трудоустроиться в Кыргызстане? И делают ли они социальные отчисления?

- С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, подписанное 20 декабря 2019 года в городе Санкт-Петербург.

Основной целью соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС гарантирует гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Соглашение предусматривает, что граждане стран ЕАЭС, работающие в других странах ЕАЭС, смогут формировать, сохранять и в дальнейшем реализовывать свои пенсионные права наравне с гражданами страны трудоустройства. Так, трудящиеся государств-членов ЕАЭС в Кыргызстане уплачивают страховые взносы в соответствии с законодательством Кыргызстана в сфере государственного социального страхования, наравне с нашими гражданами, соответственно будет реализовано право на пенсии по государственному социальному страхованию по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, также на накопительную часть пенсии и выплаты за счет средств пенсионных накоплений из средств Государственного накопительного пенсионного фонда.

наш адрес: ул.Радищева 62