Опубликовано 1.06.2022

Уведомление о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по гос

Уведомление  о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по гос

 

Уведомление

о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»

 

Настоящим Социальный фонд Кыргызской Республики   извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц. 

 

1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:

Проблема: Самая многочисленная категория плательщиков – члены крестьянско-фермерских хозяйств (38,4%), которые платят взносы по символическим фиксированным ставкам (7,7 сомов в месяц в среднем), исходя из площади и плодородности земель. Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общих поступлениях взносов составляет всего 0,7%, при этом на выплату им пенсий направляется порядка 40% бюджета Пенсионного фонда.

Таким образом, размер их пенсии состоит в основном из базовой части пенсии, а не страховой, что создает актуарную несбалансированность, необоснованные недовольства низкими размерами пенсий, требования по значительному повышению, перераспределительные моменты в пенсионной системе.

В этой связи, единство пенсионной системы для всех категорий населения вступает в противоречие с дифференцированными ставками страховых взносов работодателей в разных отраслях экономики, что приводит к актуарной несбалансированности пенсионной системы.

 

2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:

Целями регулирования являются повышение справедливости пенсионной системы по отношению к различным категориям застрахованных граждан и эффективности через минимизацию перераспределительных моментов и решение проблемы актуарной несбалансированности пенсионной системы. 

 

3. Способ решения.

Предлагается для КФХ свыше 1 га обязательное страхование с тарифом 6 % от усеченной СМЗ,  для КФХ до 1 га оставить действующий тариф. При этом вести отдельный учет этих средств в Пенсионном фонде для фермеров.

 

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий:

Негативные последствия — отсутствуют

 

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:

- до 2015 года производилась от базовых ставок земельного налога, в среднем 315 сом в год (или 26 сом в месяц).

- в период с 2015-2016 гг. уплата страховых взносов производилась по ставкам тарифов привязанных к среднемесячной заработной плате, в среднем 700-800 сом за 1 га.

- с 2017 года с учетом установления ставок тарифов страховых взносов аналогично базовым ставкам земельного налога, вместо, установленных ставок от среднемесячной заработной платы (25 сомов в месяц).

Удельный вес поступлений от КФХ (0,3 млрд.сом) в общем объеме страховых взносов (38,2 млрд.сомов) в 2021 году составил 0,7%.

Уплата страховых взносов: организованный сектор – 5506 сомов ежемесячно (27,25% от ФОТ), КФХ – 48 сомов ежемесячно.

При этом производя низкие отчисления страховых взносов, указанная категория граждан пользуется тем же объемом пенсионных прав, как и остальные застрахованные лица, потребность на выплату им пенсии составляет 40% из общей потребности (общая потребность-50,6 млрд.сом), которая покрывается за счет средств Пенсионного фонда и республиканского бюджета и только 0,3 млрд.сом (0,7%) за счет взносов КФХ.

 

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод

потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Вместе с тем, учитывая что для обеспечения достойной старости, снижения риска крайней бедности, для КФХ крайне выгодно производить уплату СФ в ПФФ, предлагается для КФХ до 1  га оставить действующие ставки.

На новый тариф перейдут  КФХ владеющие свыше 1 га (свыше 1 га на каждого члена КФХ), численность которых составляет 7,2% от общей численности КФХ или свыше 30 тыс.чел.

При достижении пенсионного возраста КФХ будет назначаться страховая в зависимости от уплаченных страховых взносов и базовая часть пенсии.

При этом предлагается вести обособленный учет поступления страховых взносов, что будет способствовать повышению эффективности пенсионной системы через минимизацию перераспределительных моментов и решению проблемы  ее актуарной несбалансированности, так как повышение пенсии КФХ будет производиться в рамках Фонда. Основой финансовой системы социального страхования фермеров будут являться взносы, оплачиваемые фермерами и ассигнований  из республиканского бюджета.

7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Дополнительных средств республиканского бюджета на выплаты социальной пенсии не потребуется, т.к. в настоящее время пенсия члена КФХ состоит на 99% из базовой части пенсии, выплачиваемой за счет средств республиканского бюджета.

 Просим ответить на следующие вопросы:

  • являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
  • является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
  • является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
  • какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
  • какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
  • существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
  • ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

 

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления

1.Предложения принимаются:

 

по электронной почте

e.raiymkulov@sf.kg

на почтовый адрес

(г. Бишкек, Радищева 62)

2.Срок приема предложений не позднее

30 июня 2022 года

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на сайте Социального фонда   не позднее

 

 

30 июня 2022 года

 

Дата опубликования Уведомления —    1 июня  2022 года