Опубликовано 3.09.2021

Уведомление о разработке проекта Закона

Уведомление о разработке проекта Закона

Уведомление

о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях)»

 

Настоящим Социальный фонд Министерства здравоохранения и социального развития Кыргызской Республики   извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц. 

  1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:

Проблема: Общая ставка тарифов страховых взносов в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» установлена в размере 27,25%  (17,25% с работодателя и 10% с работника).

Действующая ставка тарифов страховых взносов приводит к уклонению от уплаты взносов, сокрытию части заработной платы от уплаты взносов, а также оказывает негативное воздействие на рынок труда и экономику в целом.

Наиболее часто поднимаемой проблемой малого и среднего предпринимательства в последние годы является ставка социальных отчислений, уплачиваемых работодателями, которая почти в два раза превышает ставку налога на прибыль, что создает экономическое основание для занижения размеров заработной платы субъектами малого и среднего предпринимательства. 

  1. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:

Целями данного законопроекта является вывод из тени субъектов предпринимательства, сокращение скрытой заработной платы «в конвертах» и соответственно повышение уровня пенсионного обеспечения за счет увеличения суммы накопленных взносов на личных страховых счетах граждан, будет достигнута справедливость и эффективность системы пенсионного страхования через усиление в ней страховых принципов формирования пенсии.    

  1. Способ решения.

1) снижение ставки тарифа для субъектов МСБ путем установления регрессивной шкалы уплаты страховых взносов - доходы больше – ставка меньше (22% или 14%):

- с численностью от 5 человек и более, ежемесячно от всех видов выплат с 27,25% до 22% (12 % от работодателя и 10% от работника) за счет снижения ставки, установленной для работодателя с 17,25% до 12%, т.е на 5,25% из них 5% за счет сокращения взносов в Пенсионный фонд; 

-с численностью 15 и более работников, ежемесячно от всех видов выплат равных или превышающих размер среднемесячной заработной платы по республике с 27,25% до 14% (4 % от работодателя и 10% от работника) за счет снижения ставки, установленной для работодателя с 17,25% до 4%, т.е. на 13% за счет сокращения взносов в Пенсионный фонд.

2) для субъектов МСБ исключить Фонд оздоровления трудящихся (0,25%)

3) пересмотреть минимальный порог для исчисления страховых взносов, который не менялся с 2009 года - размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями за работников, уплачиваемых работодателями за работников, за исключением технический обслуживающий персонал (ТОП) и младший обслуживающий персонал (МОП), не может быть меньше суммы, исчисленной от 60% размера среднемесячной заработной платы по соответствующему району или городу;

4) в целях усиления ответственности работодателей по уплате страховых взносов, выведению скрытой заработной платы из тени, предлагается пересмотреть штрафы за административные правонарушения в сфере социального страхования.

 

  1. Оценка возможных неблагоприятных последствий:

Негативные последствия — отсутствуют

 

  1. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:

Социальным фондом был проведен анализ субъектов малого и среднего бизнеса. Общее количество таких субъектов составило 18188 предприятий и организаций, из них с численностью работников до 5 человек – 75%, от 5 до 15 работников – 17%, от 15 и более -8%. 

  1. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

При условии принятия данного варианта регулирования:

 отчисления в Социальный фонд  у работодателя МСБ:

 - при снижении с 17,25% (от 40% СМЗ) до 12% (от 60% СМЗ)  сумма страховых взносов для работодателя составит 1364 сома.

- с фонда оплаты труда равного или превышающего размер среднемесячной заработной платы по республике при снижении ставки с 17,25%% (от 40% СМЗ)  до 4% (от СМЗ по республике) снизится в среднем с 1960,3 сомов до 758 сомов. Снижение нагрузки по уплате страховых взносов для работодателя произойдет  в среднем на 42 %, а с учетом изменения порога с 40% СМЗ до 60% СМЗ на 61%.

То есть субъекты МСБ, в случае ведения  добросовестного бизнеса, показывая  реальную численность работников и размеры заработной платы, смогут воспользоваться льготной ставкой тарифов страховых взносов.

Следует отметить, что данные меры имеют большое значение не только для пенсионного обеспечения застрахованных граждан, но также окажут положительное влияние на развитие предприятий и организаций МСБ, должны стимулировать работодателей  показывать в отчетах реальную численность и повышать зарплату и отказываться от теневых зарплатных схем.

  1. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

По прогнозным расчетам в случае если субъекты МСБ отреагирует ростом формальной отчетности по количеству работников и заработной платы это приведет к незначительному выпадению доходов Пенсионного фонда -  в сумме 39,4 млн.сомов. 

Просим ответить на следующие вопросы:

  • являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
  • является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
  • является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
  • какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
  • какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
  • существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
  • ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

 

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления

1.    Предложения принимаются:

 

по электронной почте

e.raiymkulov@sf.kg

на почтовый адрес

(г. Бишкек, Радищева 62)

2.    Срок приема предложений не позднее

18 сентября 2021 года

3.    Срок размещения Реестра предложений и ответов на сайте Социального фонда  не позднее

 

 

   18 сентября 2021 года

 

Дата опубликования Уведомления — 03. 09. 2021 года