О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства

Внимание!
Изменения, внесенные Законом КР от 29 декабря 2014 года № 170,
вступают в силу со дня вступления в силу Договора о присоединении КР к
Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 25 мая 2007 года N 72

О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 231, 30 апреля 2009 года N 144, 30 мая 2011 года N 33, 22 июля 2011 года N 121, 27 мая 2014 года № 79, 29 декабря 2014 года N 170)

См. также:

постановление Жогорку Кенеша КР от 20 июня 2008 года N 553-IV "Об утверждении Перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства";

Указ Президента КР от 2 июля 2007 года УП N 330 "О мерах по совершенствованию порядка проведения проверок субъектов предпринимательства";

постановление Правительства КР от 6 ноября 2007 года N 533 "О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства и определении перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства"

Настоящий Закон устанавливает порядок проведения проверок субъектов предпринимательства уполномоченными органами, определяет права и обязанности уполномоченных органов и субъектов предпринимательства в отношениях, связанных с осуществлением проверок, а также защиту прав субъектов предпринимательства от незаконного вмешательства в их деятельность.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения уполномоченных органов, полномочия которых по осуществлению проверок установлены законами Кыргызской Республики, и субъектов предпринимательства, деятельность которых подлежит проверке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Уполномоченные органы обязаны разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по проведению проверок в соответствии с требованиями настоящего Закона.

3. Если вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

4. Порядок проведения проверок субъектов предпринимательства по вопросу соблюдения налогового и таможенного законодательства регулируется Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела.

5. Данный Закон не регулирует порядок и процедуры проведения проверок, которые проводятся:

- Национальным банком Кыргызской Республики;

- органами, осуществляющими проверки субъектов предпринимательства в рамках уголовного, административного, гражданского, исполнительного судопроизводства;

- органами внутренних дел Кыргызской Республики с целью обеспечения безопасности дорожного движения;

- органами, осуществляющими пограничный, таможенный, иммиграционный, санитарный, карантинный, фитосанитарный, ветеринарный контроль в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики;

- Акыйкатчы (Омбудсменом) Кыргызской Республики;

- Государственной транспортной инспекцией при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.

6. Запрещается проведение финансовых проверок субъектов предпринимательства правоохранительными органами, за исключением налоговых и таможенных органов Кыргызской Республики. Акты проверки налоговых и таможенных органов Кыргызской Республики являются основным документом и единственным источником проведения финансовых проверок субъектов предпринимательства правоохранительными органами без дополнительных проверок.

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 231, 22 июля 2011 года N 121, 29 декабря 2014 года N 170)

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Уполномоченные органы - органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные законами Кыргызской Республики на осуществление проверок субъектов предпринимательства, перечень которых разрабатывается Правительством Кыргызской Республики и утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

См.:

постановление Жогорку Кенеша КР от 20 июня 2008 года N 553-IV "Об утверждении Перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства"

Проверка - любая форма государственного контроля или надзора по соблюдению субъектами предпринимательства законодательства Кыргызской Республики, регулирующего их деятельность.

Плановая проверка - проверка, проводимая уполномоченным органом в соответствии с утвержденным им планом осуществления проверок деятельности субъектов предпринимательства.

Внеплановая проверка - проверка деятельности субъектов предпринимательства, проводимая по основаниям, предусмотренным статьей 7 настоящего Закона.

Контрольная проверка - проверка устранения субъектами предпринимательства нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.

Перепроверка - проверка, проводимая на основании жалобы субъекта предпринимательства на результаты плановой проверки и для уточнения некоторых моментов, связанных с проведенной плановой проверкой, которые не отражены либо неясно отражены в акте.

Субъекты предпринимательства - юридические лица, индивидуальные предприниматели, филиалы и представительства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Риск - вероятность возникновения негативных последствий от осуществления предпринимательской деятельности и предполагаемый размер ущерба вследствие их действия, а также вероятность невыполнения (выполнения не в полном объеме, выполнения не должным образом) субъектами предпринимательства своих обязанностей, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Критерии оценки степени риска - совокупность количественных и (или) качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта предпринимательства, позволяющих отнести субъекты предпринимательства к различным степеням риска.

Проверочные листы - проверочный лист включает в себя перечень требований к деятельности субъектов предпринимательства, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, несоблюдение которых влечет угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства.

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 231, 22 июля 2011 года N 121)

Статья 3. Основные принципы осуществления проверок деятельности субъектов предпринимательства

Основными принципами осуществления проверок субъектов предпринимательства уполномоченными органами являются:

- презумпция добросовестности субъектов предпринимательства;

- противоречия и неясности законодательства Кыргызской Республики, устанавливающего обязательные требования, не могут быть использованы против субъектов предпринимательства;

- если субъект предпринимательства в своей деятельности применил норму права, противоречащую другой норме права, то его действия являются надлежащими и не считаются противозаконными;

- невмешательство в деятельность субъектов предпринимательства;

- законность, объективность и гласность в деятельности уполномоченных органов;

- недопустимость дублирования ведомственного и межведомственного контроля и надзора при проведении проверок;

- финансирование проведения проверок уполномоченными органами только из средств государственного бюджета;

- установление обязательных требований, подлежащих проверке, только законами;

- обязательное информирование уполномоченными органами субъектов предпринимательства о нормативных правовых актах Кыргызской Республики, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке;

- непрерывность и оперативность проведения проверки, то есть полное и максимально быстрое осуществление ее в течение установленного срока.

Статья 4. Ограничения при проведении проверок

Уполномоченным органам и их должностным лицам запрещается:

- непосредственно при проведении проверки взимать в наличной форме штрафы и другие платежи с субъектов предпринимательства. Все расчеты должны производиться только через соответствующие расчетные счета и кредитно-кассовые учреждения;

- получать отчисления от сумм финансовых и административных санкций и других платежей, поступающих в доход государства в результате проведения проверок;

- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

- собирать, хранить, использовать и распространять информацию о субъектах предпринимательства, полученную в нарушение законодательства Кыргызской Республики;

- распространять информацию, составляющую государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную ими в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызской Республики;

- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органов государственного контроля и надзора, от имени которых действуют эти должностные лица;

- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку, инициированную анонимными заявлениями, т.е. заявлениями граждан, предпринимателей и иных лиц, в которых не указывается заявитель и его контактная информация (адрес места жительства, контактный телефон и др.);

- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию поступления в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

- превышать установленные сроки проведения проверки;

- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

(В редакции Закона КР от 22 июля 2011 года N 121)

Глава 2
Порядок проведения проверок

Статья 5. Виды проверок

В соответствии с настоящим Законом существуют следующие виды проверок:

- плановая;

- внеплановая;

- встречная;

- контрольная;

- перепроверка.

Статья 6. Плановые проверки

1. Плановые проверки осуществляются в соответствии с квартальным планом, который утверждается уполномоченным органом за 30 календарных дней до начала планируемого планом периода.

2. Уполномоченный орган разрабатывает критерии, по которым оценивается степень риска при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере, отнесенной к его ведению.

Критерии оценки степени риска при осуществлении предпринимательской деятельности утверждаются Правительством Кыргызской Республики по представлению уполномоченного органа.

См.:

постановление Правительства КР от 26 октября 2011 года N 679 "Об утверждении Положения о критериях оценки риска при проведении плановых проверок субъектов предпринимательства на объектах высокого эпидемиологического риска";

постановление Правительства КР от 18 февраля 2012 года N 108 "Об утверждении критериев оценки степени риска при осуществлении предпринимательской деятельности"

3. С учетом величины риска все подлежащие проверке субъекты предпринимательства относятся к одной из трех степеней риска: высокой, средней и незначительной.

В зависимости от степени риска уполномоченный орган определяет периодичность проведения плановых проверок, но не более одного раза в год для субъектов с высокой степенью риска, не более одного раза в 3 года для субъектов со средней степенью риска, не более одного раза в 5 лет для субъектов с незначительной степенью риска.

Проверки объектов с высоким санитарно-эпидемиологическим риском, осуществляемые органами санитарно-эпидемиологического контроля, и высокой степенью риска, осуществляемые органами ветеринарного надзора и охраны окружающей среды, проводятся по мере необходимости.

4. Если определение степени риска и соответственно определение периодичности проведения проверки не представляются возможными для субъекта, считается, что данный субъект относится к группе субъектов с незначительной степенью риска.

5. Уполномоченные органы обязаны сформировать для однородных групп субъектов предпринимательства проверочные листы.

Проверочные листы не должны содержать вопросов, касающихся требований, соблюдение которых не является обязательным в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Формы проверочных листов утверждаются совместным приказом уполномоченного органа и уполномоченного органа по развитию предпринимательства и публикуются на официальных сайтах этих уполномоченных органов.

Проведение плановых проверок без использования проверочных листов не допускается.

6. Уполномоченные органы осуществляют плановые проверки при условии письменного уведомления субъекта предпринимательства о проведении проверки не позднее чем за 10 календарных дней до дня осуществления этой проверки.

В уведомлении должны быть указаны:

- дата начала и окончания осуществления плановой проверки;

- наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществляется проверка;

- наименование уполномоченного органа;

- должность, фамилия и инициалы должностного лица проверяющего органа.

Уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой за счет средств уполномоченного органа или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта предпринимательства под роспись.

Руководитель или уполномоченное лицо субъекта предпринимательства после получения уведомления обязаны присутствовать на объекте проверки в назначенное для проведения плановой проверки время.

Субъект предпринимательства имеет право не допускать должностное лицо уполномоченного органа к осуществлению плановой проверки в случае неполучения уведомления об осуществлении плановой проверки.

(В редакции Закона КР от 22 июля 2011 года N 121)

Статья 7. Внеплановые проверки

1. Внеплановые проверки проводятся в случаях:

- получения уполномоченным органом заявления субъекта предпринимательства о проведении проверки;

- получения уполномоченным органом сведений о фактах нарушения субъектом предпринимательства требований законодательства Кыргызской Республики;

- нарушения субъектом предпринимательства технологического процесса, выхода из строя сооружений, оборудования, возникновения аварийной ситуации, при которых возможно причинение вреда жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде;

- получения уполномоченным органом письменного заявления физического лица или юридического лица с приложениями документов, материалов и иных подтверждающих сведений о нарушении субъектом предпринимательства прав и интересов заявителя.

2. Заявления, не позволяющие установить фамилию, имя, отчество и место нахождения лица, обратившегося в орган контроля и надзора, не могут служить основанием для проведения проверки.

3. Внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения (приказа, предписания) уполномоченного органа в течение 3 дней.

4. В случаях, связанных с обеспечением жизни и здоровья людей (угроза или возникновение и распространение инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), аварии техногенного характера), проверки могут носить внезапный характер и проводиться без письменного направления (уведомления) с целью выявления причин и источников недопустимого воздействия на состояние здоровья населения и принятия мер по их предупреждению и устранению.

(В редакции Законов КР от 30 апреля 2009 года N 144, 27 мая 2014 года № 79)

Статья 8. Встречная проверка

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 октября 2008 года N 231

Статья 9. Контрольные проверки

Контрольные проверки проводятся в целях проверки устранения субъектами предпринимательства нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.

Контрольные проверки могут проводиться только после истечения срока, предоставленного субъекту предпринимательства для устранения отмеченных нарушений.

Статья 10. Перепроверка

1. Перепроверка проводится только в случае несогласия субъекта предпринимательства с результатами проверки. Основанием для проведения перепроверки является обжалование результата проверки проверяемым в уполномоченный орган.

Жалоба субъекта предпринимательства должна быть рассмотрена уполномоченным органом в течение 30 дней и должно быть принято мотивированное решение.

2. Перепроверка проводится в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Закона.

3. При проведении перепроверки запрещается проводить проверку по всем вопросам плановой проверки. Перепроверке подлежит только обжалуемый результат плановой проверки.

Статья 11. Порядок проведения проверок

1. Плановые и внеплановые проверки проводятся для контроля соблюдения субъектом предпринимательства законодательства Кыргызской Республики и не имеют своей целью наложение финансовых или иных санкций на хозяйствующий субъект.

2. При выявлении в ходе проведения плановых проверок нарушений законодательства должностное лицо проверяющего органа обязано разъяснить субъекту предпринимательства предмет и суть нарушения и вправе лишь вынести письменное предупреждение субъекту предпринимательства с обязательством устранения последним нарушения в срок до 3 дней - в случае если устранение нарушения влияет на обеспечение безопасности по защите жизни и здоровья людей и до 30 дней - в остальных случаях.

3. После указанного в части 2 настоящей статьи срока, уполномоченный орган проводит контрольную проверку. Контрольная проверка проводится только с целью определения устранения субъектом предпринимательства нарушений, выявленных плановой проверкой, и не может выходить за рамки данной задачи.

Если в ходе контрольной проверки выявлены факты неустранения нарушений, то должностное лицо уполномоченного органа определяет меры воздействия на субъект предпринимательства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4. Нормы настоящей статьи применяются в отношении к внеплановым проверкам, которые указаны в частях 1 и 2 статьи 7 настоящего Закона.

5. Не допускается проведение проверок субъекта предпринимательства различными государственными органами по одному и тому же предмету проверок.

6. Запрещается проверка деятельности субъекта предпринимательства за охваченный плановой проверкой период после истечения 3 лет с даты проведения этой плановой проверки.

7. В целях улучшения экономического положения, в исключительных случаях, Правительство Кыргызской Республики по согласованию с профильными комитетами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики вправе ввести временный запрет (мораторий) на проведение проверок субъектов предпринимательства.

(В редакции Закона КР от 30 мая 2011 года N 33)

Статья 12. Порядок организации проведения проверок уполномоченными органами

1. Проверка деятельности субъектов предпринимательства осуществляется должностными лицами уполномоченных органов.

2. Проверка деятельности субъектов предпринимательства осуществляется на основании распоряжения (приказа, предписания) уполномоченного органа.

В распоряжении (приказе, предписании) указываются:

- номер и дата распоряжения (приказа, предписания) о проведении проверки;

- наименование уполномоченного органа;

- фамилия, имя, отчество должностного лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

- наименование и адрес субъекта предпринимательства или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;

- цели и предмет проводимой проверки;

- правовые основания проведения проверки;

- дата начала и окончания проверки.

3. Распоряжение (приказ, предписание) в двух экземплярах о проведении проверки подписывается руководителем уполномоченного органа и удостоверяется печатью. К проведению проверки могут быть допущены только те лица, которые указаны в распоряжении (приказе, предписании).

4. Срок проведения плановых проверок не может превышать 15 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней. Этот срок может быть продлен по письменному распоряжению (приказу, предписанию) руководителя уполномоченного органа, осуществляющего проверку, не более одного раза на срок не более 10 рабочих дней.

Решение о продлении срока проведения проверки может быть обжаловано в суд.

(В редакции Закона КР от 22 июля 2011 года N 121)

Статья 13. Книга инспекторских проверок

1. Регистрация проведенных уполномоченными органами проверок субъектов предпринимательства осуществляется в книге инспекторских проверок.

2. В книге инспекторских проверок должностные лица уполномоченных органов обязаны в начале проведения проверки произвести запись:

- о наименовании государственного органа;

- о дате начала и окончания проведения проверки;

- об основаниях и предмете проверки;

- о должностях, фамилиях, именах и отчествах лиц, осуществляющих проверку, и их подписи.

3. В случае отсутствия книги инспекторских проверок у субъектов предпринимательства в протоколе или акте проверки делается соответствующая запись.

4. Форма книги инспекторских проверок и порядок регистрации в ней проводимых проверок устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 14. Доступ на территорию или в помещение для проведения проверки

1. Доступ на территорию или в помещение субъектов предпринимательства должностных лиц уполномоченных органов осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений, распоряжения (приказа, предписания) руководителя уполномоченного органа о проведении проверки в отношении субъектов предпринимательства.

2. Не допускается доступ на территорию или в помещение субъектов предпринимательства должностных лиц уполномоченных органов в нерабочее время субъектов предпринимательства (за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 7 настоящего Закона), а также в случае нарушения требований настоящего Закона.

(В редакции Закона КР от 30 апреля 2009 года N 144)

Статья 15. Порядок оформления результата проверок

1. По результатам проверки проверяющим должностным лицом уполномоченного органа составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

- дата, время и место составления акта;

- наименование уполномоченного органа;

- дата и номер распоряжения (приказа, предписания), на основании которого проводилась проверка;

- фамилия, имя, отчество, номер служебного удостоверения и должность лица (лиц), проводившего проверку;

- наименование и адрес проверяемого субъекта предпринимательства или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

- дата, время и место проведения проверки;

- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;

- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с результатами проверки представителя субъекта предпринимательства или индивидуального предпринимателя, их подписи;

- подпись проверяющего должностного лица, проводившего проверку.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб), проведенных обследований, протоколы проведенных исследований и экспертиз.

2. Один экземпляр акта с копиями приложений под расписку вручается руководителю или иному полномочному представителю субъекта предпринимательства либо направляется посредством почтовой связи.

Независимо от результатов проверки акт подписывается проверяющим, руководителем или иным полномочным представителем субъекта предпринимательства. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель субъекта предпринимательства или его полномочный представитель обязаны подписать акт и произвести запись о возражениях. Письменные объяснения и документы, поясняющие мотивы этих возражений, направляются субъектами предпринимательства уполномоченным органам в срок до 10 дней с момента получения акта.

3. В случае выявления нарушения проверяющим должностным лицом составляется протокол в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики об административной ответственности.

4. Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных в соответствующих законах Кыргызской Республики.

Статья 15-1. Осуществление уполномоченным органом по развитию предпринимательства мониторинга законодательства о проверках

1. На уполномоченный орган по развитию предпринимательства и его соответствующие территориальные подразделения возлагаются функции мониторинга соблюдения законодательства о проверках уполномоченными органами по всем видам проверок, регулируемых настоящим Законом.

2. Уполномоченный орган по развитию предпринимательства для проведения мониторинга сотрудничает с организациями, осуществляющими защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

(В редакции Закона КР от 22 июля 2011 года N 121)

Статья 15-2. База данных учета проверок

1. Уполномоченные органы ведут электронную базу данных по объектам проверок.

2. Порядок организации и ведения базы данных по объектам проверок определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 22 июля 2011 года N 121)

Глава 3
Права, обязанности и ответственность сторон при проведении проверок

Статья 16. Обязанности и права уполномоченных органов и проверяющих должностных лиц

1. Уполномоченные органы обязаны:

- осуществлять финансирование проверок за счет государственного бюджета;

- проверки проводить по месту нахождения субъектов предпринимательства либо осуществления предпринимательской деятельности;

- не использовать противоречия и неточности законодательства Кыргызской Республики, устанавливающие требования, подлежащие проверке, против субъектов предпринимательства;

- давать разъяснения субъектам предпринимательства по правильному исполнению требований законодательства Кыргызской Республики, подлежащих проверке.

2. Проверяющие должностные лица обязаны:

- предъявить служебное удостоверение и передать субъекту предпринимательства один экземпляр распоряжения (приказа, предписания) о проведении проверки;

- отметить в книге учета инспекторских проверок проведенную проверку;

- проводить проверки в строгом соответствии с распоряжением (приказом, предписанием) о проведении проверок и законодательством Кыргызской Республики;

- проводить проверки в рабочее время субъектов предпринимательства в присутствии их полномочных представителей;

- требовать документацию и иные материалы, относящиеся к предмету проверки;

- отбирать образцы (пробы) в минимальном количестве, необходимом для проведения проверки;

- по требованию субъекта предпринимательства предоставить нормативные правовые акты, заявления (если проверка инициируется на основании заявления), а также иные документы, на основании и в соответствии с которыми проводится проверка;

- обосновывать нарушения, выявленные в ходе проверки, положениями (нормами) законодательства Кыргызской Республики;

- не распространять конфиденциальную информацию, а также информацию, полученную в результате проверки, распространение которой может нанести вред субъекту предпринимательства.

3. Проверяющие должностные лица имеют право:

- требовать от субъектов предпринимательства документацию и получать информацию и разъяснения по вопросам, непосредственно связанным с проведением проверки;

- в случае необходимости делать выписки и снимать копии документов;

- проводить осмотр помещений, оборудования, иного имущества, если такой осмотр связан с проведением проверки;

- наблюдать за технологическими процессами, если проверка связана с соблюдением технологических требований;

- принимать меры по привлечению к ответственности должностных лиц субъектов предпринимательства в случае отказа субъектами предпринимательства выполнять законные требования проверяющего, а также в случае нарушения требований законодательства Кыргызской Республики.

4. Проверяющим должностным лицам запрещается:

- требовать или получать от субъектов предпринимательства какое-либо вознаграждение за проведение проверки;

- использовать факт наличия нарушения субъектами предпринимательства как основание для вмешательства в его деятельность.

(В редакции Закона КР от 22 июля 2011 года N 121)

Статья 17. Обязанности и права субъектов предпринимательства при проведении проверок

1. Субъекты предпринимательства обязаны:

- по законному требованию проверяющих должностных лиц предоставлять документацию и другие материалы, необходимые для проведения проверки;

- оказывать содействие проверяющим должностным лицам.

2. Субъекты предпринимательства имеют право:

- требовать от проверяющих должностных лиц предъявления служебного удостоверения и документов, являющихся основанием для проведения проверки;

- не допускать к проверке лиц, не имеющих полномочия для их проведения;

- не выполнять требования проверяющих должностных лиц, если их требования не относятся к предметам проверки;

- требовать от проверяющего должностного лица произведения записи в книге учета инспекторских проверок о проведенной проверке;

- получать от проверяющих должностных лиц копию распоряжения (приказа, предписания) на проведение проверки, а также один экземпляр документа, отражающего результат проверки;

- обжаловать результат проверки в вышестоящий уполномоченный орган или суд.

Статья 18. Меры, принимаемые по фактам нарушений, выявленных при проведении проверок

1. При выявлении в ходе проведения проверки нарушений субъектами предпринимательства требований законодательства Кыргызской Республики уполномоченные органы в пределах своих полномочий обязаны принять меры по устранению выявленных нарушений, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, их имуществу и окружающей среде, а также принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения.

2. Если при проведении проверки будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей среде, уполномоченный орган обязан принять меры по недопущению причинения вреда и довести любым доступным способом до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге).

Статья 19. Государственная защита прав субъектов предпринимательства при проведении проверок

Защита прав субъектов предпринимательства при проведении проверок осуществляется в административном и (или) судебном порядке.

Действия проверяющего должностного лица и решение уполномоченного органа могут быть обжалованы в вышестоящий уполномоченный орган, орган прокуратуры или непосредственно в суд в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Обжалование субъектом предпринимательства решения уполномоченного органа о наложении взыскания в виде штрафа приостанавливает взыскание до разрешения жалобы по существу.

Статья 20. Ответственность уполномоченных органов при проведении проверок

1. Уполномоченный государственный орган и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении проверок, совершении противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Должностные лица уполномоченных государственных органов, совершившие противоправные действия (бездействие) при проведении проверок субъектов предпринимательства, не вправе занимать какую-либо должность в уполномоченных государственных органах в течение 3 лет после установления их вины в судебном порядке.

3. Неподтверждение в судебном порядке результатов проверки о нарушениях субъектом предпринимательства законодательства Кыргызской Республики является основанием для освобождения от занимаемой должности лица, проводившего проверку.

4. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Кыргызской Республики, уполномоченные государственные органы обязаны в месячный срок сообщить субъекту предпринимательства, права и законные интересы которого нарушены.

5. Убытки, причиненные субъекту предпринимательства, включая упущенную выгоду, в результате неправомерных действий уполномоченных государственных органов либо их должностных лиц, нарушивших права субъекта предпринимательства, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими уполномоченными государственными органами либо их должностными лицами предусмотренных