Аннотация к Закону Кыргызской Республики

Аннотация

к Закону Кыргызской Республики

 «О государственном пенсионном социальном страховании»

 

                В системе государственного социального страхования осуществляется пенсионирование застрахованных граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в республике, вносящих взносы на государственное пенсионное социальное страхование на основании и условиях, предусмотренных законодательством  Кыргызской Республики. Такие термины и определения как страхователь, застрахованное лицо, страховой случай,  пособие,  страховой стаж и другие применяются в порядке, установленном законами Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования».

               Ядром пенсионной системы является персонифицированный учет.  Ведение персонифицированного учета для застрахованных лиц осуществляется Социальным фондом Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования».

               С 1 января 2010 года в Кыргызской Республике функционирует пенсионная система, состоящая из трех компонентов:

- государственная обязательная солидарная пенсионная система;

- обязательный накопительный компонент;

- добровольная индивидуальная накопительная система.

Регулирование пенсионирования в Кыргызской Республике осуществляется исключительно законами Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» и «О пенсионном обеспечении военнослужащих». При этом в случаях, когда соглашениями (договорами) о пенсионном социальном страховании между Кыргызской Республикой и другими государствами предусмотрены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе, применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

                В условиях рыночной экономики выбрана модель пенсионной системы, которая базируется на страховых принципах.  В процессе формирования размера пенсии участвуют как застрахованные лица, так работодатели и государство.

               Страховыми случаями для назначения пенсии является потеря трудоспособности и заработка по причинам:

  • старости (наступления пенсионного возраста),
  • инвалидности;
  • утере кормильца.

                Лицам, имеющим право на получение пенсий по нескольким основаниям, назначается одна пенсия по их выбору.

                Источником пенсионных выплат являются страховые взносы, средства работодателей и республиканского бюджета. В системе государственного социального страхования предусмотрен ряд возрастных льгот по выходу на пенсию по возрасту, при этом в каждом случае законодательно установлен источник выплаты: например, пенсии по возрасту по Списку №2, пенсии за особые условия труда – средства работодателя, пенсии по возрасту по Списку №1 – средства социального страхования, пенсии по возрасту матери, родившей 5 и более детей и воспитавшей их до 8-ми летнего возраста, пенсии по возрасту матери инвалида с детства – средства республиканского бюджета и т.д.

              Органами, осуществляющими весь цикл государственного пенсионного социального страхования в Кыргызской Республике от регистрации до выплаты пенсий, являются Социальный фонд и его территориальные органы - районные и городские отделения.

              Общая пенсия по государственному пенсионному социальному страхованию состоит из солидарной (базовой и страховых пенсий) и накопительной частей, кроме пенсии по случаю потери кормильца, которая состоит из базовой и страховых частей пенсий. Правила установления и исчисления базовой и страховых частей пенсии регулируются статьей 22 настоящего закона.

              В целях обеспечения защиты интересов пенсионеров проводится индексация страховых частей пенсии. Условиями проведения индексации страховых частей пенсии являются рост величины средней заработной платы и индекса потребительских цен, сложившихся за календарный год, предшествующий индексации. Индексация пенсий проводится решениями Правительства Кыргызской Республики в пределах средств, предусмотренных в бюджете Социального фонда Кыргызской Республики. Последняя индексация пенсий была осуществлена в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики №411 от 25 июня 2015 года.

               Основанием для учета страхового стажа является уплата страховых взносов по государственному пенсионному страхованию в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию». При этом законодательно установлены и другие периоды, которые приравнены к страховому стажу (военная служба, период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, беременности и родам и т.д.). Определена льгота по исчислению страхового стажа: страховой стаж за период проживания и работы в условиях высокогорья исчисляется в полуторном размере.

               Порядок подтверждения страхового стажа установлен решениями Правительства Кыргызской Республики: постановление Правительства Кыргызской Республики  от 25 июля 1995 года №310 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий» и постановление Правительства Кыргызской Республики от 28 октября 1997 года №635 «Об утверждении Положения о порядке учета, исчисления и подтверждения страхового стажа, учитываемого при назначении пенсий по государственному пенсионному социальному страхованию».

              Право на пенсию по возрасту возникает при достижении застрахованным лицом определенного Законом возраста. Общеустановленный возраст выхода на пенсию по возрасту составляет для мужчин 63 года, для женщин – 58 лет. Помимо этого установлен ряд льгот по выходу на пенсию по возрасту (пп.2-8 статьи 9 Закона) и на пенсию за особые условия труда (п.1 статьи 12 Закона). При этом статьями 9-1 и 12-1 Закона предусмотрен досрочный («гибкий») возраст выхода на пенсию по возрасту, условием приобретения права которого является достаточно большой страховой стаж.  

              Право на пенсию по инвалидности имеют застрахованные лица, признанные инвалидами, при наличии определенного Законом страхового стажа ко времени наступления инвалидности. Причины и группы инвалидности, а также время наступления инвалидности устанавливаются медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК), действующими на основании Положения о признании гражданина лицом с ограниченными возможностями здоровья,  утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики №68 от 31 января 2012 года.

             Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего, если кормилец ко дню смерти имел стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности (статья 15 Закона). На всех лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, назначается одна общая пенсия. По желанию любого из лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, ему может быть выделена его доля пенсии.

              Исчисление пенсий: Общая пенсия (ОП) во всех случаях исчисляется как сумма базовой (Б) и страховых частей пенсии, учитывающих стаж и заработок до введения персонифицированного учета застрахованных (СП1) и сумму накопленных на страховых счетах взносов после введения персонифицированного учета (СП2) по формуле:

ОП = Б + СП1 + СП2,

где ОП - общая месячная пенсия;

Б - базовая часть пенсии;

СП1 - месячный размер страховой части до введения персонифицированного учета;

СП2 - месячный размер страховой части после введения персонифицированного учета.

               Размер пенсии напрямую зависит от вклада застрахованного лица в Пенсионный фонд: чем больше вклад, чем больше сумма страховых взносов, накопленных на личном страховом счете, тем больше размер пенсии.

Механизмы повышения пенсий в государственной обязательной солидарной  пенсионной системе. В целях обеспечения защиты интересов пенсионеров проводятся ежегодные повышения пенсий (статья 7 Закона).

Механизм индексации пенсий предполагает увеличение базовой части пенсии или ее страховых составляющих: базовая часть пенсии поддерживается на уровне 12 процентов от средней заработной платы за прошедший год, и страховые части пенсии повышаются в зависимости от роста величины заработной платы и индекса потребительских цен, сложившихся за календарный год, предшествующий индексации. Сумма взносов, учтенных в условной части личного страхового счета, ежегодно индексируется в пределах 75 процентов от роста заработной платы, фактически сложившейся в отчетном году.

Последние новости

Колл-центр Соцфонда за январь – июль месяцы 2019 г. обработал 15239 обращений
Колл-центр Соцфонда за январь – июль месяцы 2019 г. обработал 15239 обращений

Работает Call-центр Социального фонда Кыргызской Республики и предоставляет информацию по...

Информация по выплате средств пенсионных накоплений
Информация по выплате средств пенсионных накоплений

С 1 января 2010 года в пенсионную систему  Кыргызской Республики был введен обязательный...

СО СВЯЩЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ КУРМАН АЙТ!
СО СВЯЩЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ КУРМАН АЙТ!

Дорогие кыргызстанцы, поздравляю Вас со священным праздником Курман айт! Желаю всем...

Финансирование пенсий и пособий за январь-июль 2019 года составило 26 млрд 060,8 млн сомов.
Финансирование пенсий и пособий за январь-июль 2019 года составило 26 млрд 060,8 млн сомов.

- город Бишкек — 4 млрд 274,4 млн сомов - Чуйская область — 4 млрд 037,7 млн...

Прошли встречи с жителями Чуйской обл. по вопросам пенсионной и тарифной политики
Прошли встречи с жителями Чуйской обл. по вопросам пенсионной и тарифной политики

Социальным фондом Кыргызской Республики проводятся выезды в регионы, с целью обсуждения...

Финансирование пенсий и пособий за январь-июнь 2019 года составило 22 млрд 344,6 млн сомов.
Финансирование пенсий и пособий за январь-июнь 2019 года составило 22 млрд 344,6 млн сомов.

- город Бишкек — 3 млрд 667,4 млн сомов - Чуйская область — 3 млрд 457,7 млн...

Колл-центр Соцфонда за январь – июнь месяцы 2019 г. обработал 13841 обращений
Колл-центр Соцфонда за январь – июнь месяцы 2019 г. обработал 13841 обращений

Работает Call-центр Социального фонда Кыргызской Республики и предоставляет информацию по...

Соцфонд запустил систему "Личный кабинет застрахованного лица".
Соцфонд запустил систему "Личный кабинет застрахованного лица".

25 июня 2019 г. в Бишкеке прошла презентация информационной системы «Электронный кабинет...

Итоги деятельности Социального фонда КР за 2018 год
Итоги деятельности Социального фонда КР за 2018 год

Общие доходы Социального фонда Кыргызской Республики по итогам 2018 года, составили 51013,8 млн....

Поздравляем с праздником Орозо Айт!
Поздравляем с праздником Орозо Айт!

Социальный фонд КР Поздравляет всех мусульман с окончанием священного месяца Рамазан и началом...

В Сокулуке состоялась встреча Соцфонда с работниками  ОАО «Ак-Куу» на тему: "Реформирование пенсионной и тарифной политики"
В Сокулуке состоялась встреча Соцфонда с работниками ОАО «Ак-Куу» на тему: "Реформирование пенсионной и тарифной политики"

В Сокулукском районе 7 мая 2019 года состоялась выездная встреча Социального фонда с...

СОЦФОНД ПОЗДРАВЛЯЕТ С НАСТУПЛЕНИЕМ СВЯЩЕННОГО МЕСЯЦА ОРОЗО!
СОЦФОНД ПОЗДРАВЛЯЕТ С НАСТУПЛЕНИЕМ СВЯЩЕННОГО МЕСЯЦА ОРОЗО!

Уважаемые Кыргызстанцы! Социальный фонд Кыргызской Республики  поздравляет с наступлением...

Поздравление председателя Соцфонда с днем Конституции КР.
Поздравление председателя Соцфонда с днем Конституции КР.

Уважаемые Кыргызстанцы! 26 лет назад в этот день, 5 мая 1993 года была принята...

Колл-центр Соцфонда за январь – март месяцы 2019 г. обработал 7222 обращений
Колл-центр Соцфонда за январь – март месяцы 2019 г. обработал 7222 обращений

Работает Call-центр Социального фонда Кыргызской Республики и предоставляет информацию по...

Общественное слушание проекта ССБР на 2020-2022 годы
Общественное слушание проекта ССБР на 2020-2022 годы

Социальный фонд КР приглашает принять участие в общественных слушаниях проекта Среднесрочной...