Концепция развития системы пенсионного обеспечения

Содержание

 

Введение

Пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с состоянием рынка труда и системой оплаты труда, налоговой и финансовой системами, а также в целом с демографической и социально-экономической ситуацией в стране.

В целом пенсионная система должна учитывать текущие экономические отношения, складывающиеся в республике, в связи с чем требуется переосмысление всего механизма взаимодействия пенсионной системы с экономикой, их прямые и обратные связи. Система пенсионного обеспечения должна содействовать стабилизации экономики, уменьшению на нее нагрузки пенсионной системы. Необходима постоянная реализация мер по поддержанию уровня жизни пенсионеров в условиях роста стоимости жизни, основные цели реформы должны быть увязаны именно с социальным результатом через усиление государственных гарантий реализации конституционного права граждан на пенсию.

В тоже время, необходимо учитывая современные демографические, политические и экономические реалии адаптировать современную пенсионную систему с точки зрения ее привлекательности для молодого трудоспособного населения республики.

Текущее состояние, основные цели и перспективы развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики

Анализ развития системы пенсионного обеспечения

Структура пенсионной системы

Государственная обязательная солидарная пенсионная система базируется на принципе солидарности: суммы уплаченных страховых взносов не накапливаются, не аккумулируются, а направляются на текущее финансирование пенсионных выплат состоявшимся пенсионерам. Другим принципом построения пенсионной системы является страховой принцип, - размер пенсии каждого застрахованного лица зависит от накопленных страховых взносов на личном страховом счете.

В 1997 г. в пенсионное законодательство Кыргызской Республики был внесен ряд существенных изменений:

  • постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 58 лет для женщин;
  • аннулирование ряда льгот, в частности, раннего выхода на пенсию для представителей некоторых профессий и групп населения;
  • трехкомпонентная пенсионная система: гарантированная базовая пенсия каждому пенсионеру с достаточным стажем; пенсионное обеспечение в соответствии с трудовым вкладом работника, исчисляемое как процент от средней заработной платы до 1996 г.; индивидуальные пенсионные взносы, накопленные на счету пенсионера.

За период, прошедший после начала пенсионной реформы, появились позитивные результаты: введена система персонифицированного учета граждан в целях усиления стимулирующей роли страховых взносов.

В 2010 году Правительством республики были предприняты шаги по дальнейшему реформированию условно-накопительной пенсионной системы. С 1 января 2010 года в Кыргызской Республике в действующую систему с условно-накопительными пенсионными счетами был введен накопительный компонент в размере 2% от взноса самого работника, предварительно увеличив его с 8% до 10%.

Накопительный компонент в структуре действующей пенсионной системы был призван снизить зависимость системы пенсионного обеспечения от возможных демографических проблем в будущем и повысить привлекательность пенсионной системы.

После внедрения накопительного компонента пенсионная система Кыргызской Республики состоит из трех компонентов:

  • государственная обязательная солидарная пенсионная система;
  • обязательный накопительный компонент;/li>
  • добровольная индивидуальная накопительная система.

Первый компонент состоит из солидарной пенсионной системы, которая включает базовую часть пенсии, первую и вторую страховые части пенсий.

Второй компонент обязателен для граждан Кыргызской Республики, работающих в организованном секторе (в государственных учреждениях, частных компаниях различной организационно-правовой формы). Граждане перечисляют страховые взносы на накопление в размере 2% от фонда заработной платы.

Третий, «добровольный», накопительный компонент включает в себя добровольную индивидуальную накопительную схему.

Таблица 1 - Характеристики пенсионных институтов в Кыргызской Республике
Характеристики Базовая часть пенсии Страховая часть пенсии Накопительная часть пенсии Добровольная накоп. часть
Принципы организации Социальная поддержка Солидарный принцип и личная ответственность работника Личная ответственность работника Личная ответственность работника
Финансовые источники и условия назначения пенсии Трансферты из республиканского бюджета Обязательные взносы работодателей и работников Обязательные взносы работников Добровольные взносы работников
Порядок исчисления размеров пенсий Единый размер зависит от стажа работы. Пересматривается в зависимости от роста средней заработной платы по республике Дифференцированная величина зависит от объема накопленных пенсионных прав и продолжительности дожития Дифференцированная величина зависит от объема накопленных капитализированных взносов, инвестиционного дохода и периода дожития Дифференцированная величина зависит от выбранного работником пенсионного плана

1) Обязательное государственное пенсионное страхование на сегодняшний день является основой действующей пенсионной системы и представлено в виде условно-накопительной пенсионной системы (УНС). Учитывая при этом права граждан, на пенсионное страхование, заработанные до введения персонифицированного учета (до 1996 года), а также накопленные взносы на индивидуальных страховых счетах после введения персонифицированного учета.

При этом, не все средства направляемые в пенсионный фонд учитываются на личных страховых счетах граждан, в соответствии с действующим Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» 3% от ставки тарифа страховых взносов в пенсионный фонд направляются на солидарную часть пенсионной системы. Солидарная часть используется в основном на выплату пенсий по инвалидности и по потере кормильца.

Кроме того, в системе предусматриваются государственные гарантии в виде финансовой поддержки пенсионеров (выплата базовой части пенсии, компенсаций и надбавок к пенсиям), а также различные виды льгот для отдельных категорий граждан за счет средств республиканского бюджета.

2) В формировании накопительной части пенсии участвуют все граждане Кыргызской Республики, за исключением работающих пенсионеров, мужчин, рожденных ранее 1 января 1964 года, и женщин, рожденных ранее 1 января 1969 года. Такое решение продиктовано тем, что у данных категорий граждан до выхода на пенсию остается недостаточно времени, чтобы сформировать достаточный уровень накопительной части пенсии в рамках обязательного накопительного компонента.

Инвестирование пенсионных накоплений регулируется Законом Кыргызской Республики «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике». Предусматривается, что на начальном этапе доверительное управление средствами накопительного компонента будет осуществляться Социальным фондом Кыргызской Республики. На переходный период Социальному фонду разрешено инвестировать пенсионные накопления в государственные ценные бумаги Кыргызской Республики (не более 80%) и на срочные депозиты кредитных организаций (не более 30%).

3) Личные добровольные схемы в условиях современного этапа реформирования мировых пенсионных систем вводились как новый элемент пенсионных систем. Обязательные пенсионные накопления нацелены на создание некоторого минимума накоплений для каждого работника - от низкооплачиваемых до среднего класса. Роль же добровольного пенсионного страхования заключается в обеспечении достойного замещения трудовых доходов для людей с более высоким уровнем дохода, особенно для самозанятых граждан, необходимо развитие системы добровольных накоплений на старость.

Создание соответствующих стимулов к формированию добровольных накоплений должно учитывать и предупреждать риски использования таких взносов для уклонения от налогообложения, как со стороны работника, так и для работодателя. Добровольные личные планы работают в условиях полного финансирования с установленными взносами. Участники таких планов сами несут все инвестиционные риски по своим накоплениям.

Закон «О негосударственных пенсионных фондах в Кыргызской Республике» был принят еще в 2001 году. Несмотря на это на сегодняшний день существует всего один негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Кыргызстан». Основные причины слабого развития частного пенсионного страхования: несовершенство и противоречивость правовой базы; не способствующее дополнительному пенсионному обеспечению налоговое законодательство; низкие доходы населения; недоверие к частным финансовым организациям; ограниченность финансовых инструментов.

Таким образом, добровольное пенсионное обеспечение пока еще не заняло весомого места в пенсионной системе Кыргызской Республики, а масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны остаются более чем незначительными.

Социально-экономические показатели пенсионной системы

В соответствии с действующим пенсионным законодательством в Кыргызской Республике право на пенсии имеют граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике, уплачивающие взносы.

Назначаются следующие виды пенсий:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

Законодательным правом на получение пенсии обладают лица, достигшие соответствующего пенсионного возраста при наличии требуемого стажа. С 1 июля 2008 года право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 63 лет, женщины – 58 лет. Расчетный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях составляет: для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет. Кроме того, действующим пенсионным законодательством предусмотрена возможность и более раннего выхода на пенсию при наличии требуемого для этого стажа работы.

Общая пенсия, выплачиваемая из системы государственного пенсионного социального страхования, состоит из солидарной (базовой и страховых пенсий) и накопительной частей, кроме пенсии по случаю потери кормильца, которая состоит из базовой и страховых частей пенсий.

Базовая часть пенсии - гарантированная государством часть пенсии лицам, имеющим установленный пенсионным законодательством стаж (для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет) государственного пенсионного социального страхования. Базовая часть пенсии индексируется с ростом заработной платы.

Страховая часть пенсии - часть пенсии, устанавливаемая с учетом страхового стажа и среднемесячной заработной платы и накопленных страховых взносов. Законодательством предусмотрена индексация страховых частей пенсии. Условиями проведения индексации страховых частей пенсии являются рост величины средней заработной платы и индекса потребительских цен, сложившихся за календарный год, предшествующий индексации. Однако как показывает опыт предыдущих лет, индексация размера страховых частей пенсий производится в зависимости от финансовых возможностей Социального фонда и более высокими темпами.

Накопительная часть пенсии - часть пенсии, устанавливаемая застрахованному лицу от суммы пенсионных накоплений, учтенных в накопительной части личного страхового счета.

Доходы Пенсионного фонда слагаются из страховых взносов на пенсионное страхование работающих граждан, ассигнований из республиканского бюджета на базовую часть пенсии, льготные пенсии, надбавки к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, пенсии военнослужащим и прочих доходов.

Около 60% доходов Пенсионного фонда составляют страховые взносы по государственному социальному страхованию. Ставки тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд варьируют в зависимости от типа, организационной формы и видов деятельности страхователей.

На 1 января 2013 года средний размер пенсии составил 4192 сома, а по отношению к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП) составляет 108,6%. Для сравнения, соотношение среднего размера пенсии к ПМП в 2008 году составляло 45,7%. По состоянию на 1 января 2013 года 362,3 тыс. пенсионеров, или 64 % от их общей численности, имеют пенсию не достигающую ПМП, тогда как в 2010 году таких пенсионеров было около 80%. По состоянию на 1 января 2013 года коэффициент замещения среднего размера пенсии по республике к средней заработной плате составил 38,5%.

В 2012 году в Кыргызской Республике проживали и получали пенсию по труду более 563,7 тысяч пенсионеров, из них 422,7 тыс. человек (75%) - пенсию по возрасту, 93 тыс. человек (16,5%) – по инвалидности и 48,1 тыс. пенсии по утере кормильца (8,5%).

В 2008 году повторное принятие решения о повышении пенсионного возраста стало возможным только благодаря установлению гибкого возраста выхода на пенсию. При этом, требуемый страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию гораздо выше, чем при общих условиях. Для мужчин требуется 40 лет стажа (при общих условиях 25 лет), для женщин 35 лет (при общих условиях 20 лет).

Для лиц, имеющих стаж мужчины 35 лет и женщины 30 лет, пенсия устанавливается со снижением ее размера, тем самым снижая нагрузку на Пенсионный фонд, и кроме того в течение последующих (после 3 лет) 10 лет суммы выплаченные на эти пенсии будут возвращены в пенсионный фонд. В среднем в год назначается до 25 тысяч пенсий по возрасту.

За период с 1996 года численность пенсионеров по инвалидности увеличилась более чем на 60% и составила почти 90 тыс. человек. Только за 2012 год было назначено пенсионеров по инвалидности 13,8 тыс. человек, или в 3 раза больше, чем в 1996 году и в 2,5 раза, чем в 2000 году. За этот период их доля в общей численности пенсионеров по труду составила 16,5% против 9% в 1996 году.

Отсутствие ведомственного контроля и ответственности МСЭК за обоснованностью назначения инвалидности значительно увеличило расходы Социального фонда по выплате пенсий по инвалидности.

Применяемые в последние годы механизмы повышения пенсий позволили сократить численность получателей пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП).

Таблица прожиточного минимума пенсионера (ПМП)

2009 2010 2011 2012 2013
2927 сом 3147 сом 3932 сом 3857 сом 4144 сом

Ежемесячные выплаты сумм, учтенных на личных страховых счетах, рассчитываются исходя из средней продолжительности жизни пенсионеров. Вторая страховая часть пенсии (СП2) рассчитывается от суммы страховых взносов за весь период уплаты, умноженных на актуарный коэффициент. Актуарный коэффициент представляет собой инструмент, определяющий процент пенсионных выплат с учетом средней продолжительности жизни пенсионера после назначения пенсии.

Законодательством предусмотрено право выхода на пенсию по возрасту в различных возрастах, поэтому актуарный коэффициент отличается в зависимости от возраста выхода на пенсию. Так для лиц, выходящих на пенсию в более раннем возрасте, актуарный коэффициент меньше, поскольку пенсионные взносы должны быть распределены на больший период, чем при выходе на пенсию в более позднем возрасте. Это связано с различной продолжительностью жизни после определенного возраста.

Данные Национального статистического комитета о средней продолжительности жизни отражают продолжительность жизни с учетом высокой детской и подростковой смертности. Показатель продолжительности жизни мужчин ниже, чем у женщин. В Кыргызской Республике по официальным статистическим данным за 2012 год продолжительность жизни для мужчин при рождении составляет 66,1 года, для женщин – 74,1 лет.

Имеет место, что не все пенсионеры доживают до предполагаемого возраста после выхода на пенсию. Но необходимо помнить, что другая часть пенсионеров переживают этот возраст (количество пенсионеров свыше 80 лет составляет 33 469 человек) и в этом случае работает принцип солидарности, т.е. именно им производится выплата пенсий из солидарной части Пенсионного фонда, так как накопленная этими пенсионерами страховая часть пенсии уже будет вся израсходована.

Существующие проблемы в пенсионной системе

В настоящее время в структуре экономики Кыргызской Республики значительна доля сельского хозяйства, обширный неформальный сектор, массовая трудовая эмиграция и рост зависимости потребления от денежных переводов мигрантов из-за границы. Все это оказывает влияние на полноценное функционирование пенсионной системы, в связи с чем, в существующей пенсионной системе имеется ряд нерешенных проблем:

1. Недостаточный уровень пенсионного обеспечения. Около 60% пенсионеров получают пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера.

Проблема низкого размера пенсий в большей степени является следствием общих экономических условий в стране и в меньшей степени - следствием структуры или функционирования самой пенсионной системы. Базой для начисления страховых взносов является заработная плата, которая у большинства работающих является низкой.

Таблица 2 - Динамика размера назначенных месячных пенсий 2000-2012 гг.
года       Средний размер пенсии, сомов Рост размера пенсии (%) Средний размер пенсии, в % к
величине прожиточного минимума пенсионера среднему размеру начисленной зарплаты
2000 г. 462 120,0 45,5 37,7
2005 г. 775 108,5 51,9 29,7
2006 г. 906 116,9 43,5 27,7
2007 г. 1120 123,6 45,9 28,2
2008 г. 1426 128,0 45,7 26,5
2009 г. 2111 148,0 72,1 34,3
2010 г. 2800 132,6 89,0 38,9
2011 г. 3760 134,3 95,6 40,2
2012 г. 4192 111,5 108,6 38,5

2. Сокращение соотношения количества работающих и реально уплачивающих страховые взносы граждан по отношению к получателям пенсий.

В настоящее время число работающих, с учетом оттока рабочей силы в другие страны, и уплачивающих страховые взносы - не многим больше числа пенсионеров. В 2012 году на одного пенсионера приходилось 2 плательщика страховых взносов, а с учетом того, что фермеры и самозанятые лица не вносят большого вклада в общий объем взносов, реальное соотношение составляет 1,2 плательщика на одного пенсионера. Тогда как в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ), на одного пенсионера должно приходиться не менее трех плательщиков. При таком положении дел содержание пенсионеров становится непосильным бременем для занятых, и работающее население уже не в состоянии обеспечивать постоянно растущее число пенсионеров.

3. Актуарная несбалансированность поступающих доходов по видам источников по отношению к обязательствам пенсионной системы.

Одной из основных проблем государственной системы пенсионного страхования является неполный охват системой пенсионного страхования сельских товаропроизводителей и индивидуальных (частных) предпринимателей, взносы которых в систему в разы ниже взносов поступающих от организованного сектора экономики. В соответствии с действующим законодательством ставка отчислений в Пенсионный фонд для хозяйствующих субъектов и бюджетных организаций, составляющих 60% плательщиков страховых взносов и обеспечивающих около 97% платежей, на 2012 год установлена в размере 25% от фонда оплаты труда, из них на текущие выплаты 23% и в ГНПФ – 2%.

Базой для исчисления страховых взносов является заработная плата (доход) работника, потенциальный доход предпринимателя по видам деятельности и размер земельного надела сельхозпроизводителя. Кроме того, законом предусмотрено льготирование по ставкам платежей организаций инвалидов по зрению и слуху, текстильного и швейного производств.

Тарифы страховых взносов для крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица устанавливаются в размере базовой ставки земельного налога на текущий год. Для физических лиц, занятых на рынках и торговых площадях индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с использованием патента страховые взносы в Пенсионный фонд устанавливаются ежемесячно в фиксированных размерах независимо от размера получаемого дохода. Доля сельхозпроизводителей и самозанятых граждан в экономике страны достаточно значительная (более 40%), но при этом взносы в систему они осуществляют около 3% от всей суммы поступлений страховых взносов.

Удельный вес поступлений от крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме поступления страховых взносов в 2012 году составил 1%, тогда как на пенсионное обеспечение сельских товаропроизводителей было направлено до 36% от общего объема пенсионных выплат.

Вопрос пенсионного обеспечения сельских товаропроизводителей у нас в стране является крайне болезненным и щепетильным. Из-за специфического характера доходов сельских товаропроизводителей в силу их сравнительной неустойчивости и нестабильности по сравнению с доходами в других секторах экономики и большей зависимости от множества факторов, прямо или косвенно влияющих на сельское хозяйство, в Кыргызской Республике в начале реформ был установлен фиксированный тариф страховых взносов для фермеров на уровне базовой ставки земельного налога в зависимости от типа и размера площади обрабатываемых сельскохозяйственных земель. Далее сумма уплаченного страхового взноса распределяется по индивидуальным страховым счетам каждого из работников данного фермерского хозяйства. На сегодняшний день проблема пенсионного обеспечения сельских товаропроизводителей пока еще не так ощутима, так как они еще получают пенсию за проработанный стаж в советское время. Однако, уже через 15-20 лет, когда пенсии будут исчисляться только из условно-накопленных и индивидуальных накопительных счетов эта разница в производимых в систему взносах сильно скажется именно на пенсионерах, всю жизнь проработавших в сельском хозяйстве. Так как сравнительно с другими секторами экономики те маленькие взносы, которые они платят сегодня в соответствии с действующим пенсионным законодательством они и получат в будущем.

Схожие проблемы существуют и в области охвата системой государственного пенсионного страхования самозанятых граждан, большая часть которых на сегодняшний день осуществляет плату даже того установленного незначительного минимума не регулярно, или и вовсе зачастую предпочитают уклониться от уплаты страховых взносов в Социальный фонд. Однако, если в случае с сельскими товаропроизводителями проблема уплаты страховых взносов является системной и требующей более глобального программного подхода со стороны государства, то проблема охвата самозанятых граждан несколько иного характера.

Самозанятые граждане в основном не желают уплачивать страховые взносы вследствие низкой заинтересованности и информированности о пенсионном страховании. Для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках, ставки тарифов страховых взносов установлены в фиксированных размерах от 80 до 200 сомов еще с 2005 года и с тех пор не менялись. За период, прошедший с момента установления страховых ставок для самозанятых граждан, с 2005 года размер номинальной заработной платы увеличился более чем в 3 раза, прожиточный минимум пенсионера вырос в 2 раза, размер средней пенсии в 4 раза, а средняя стоимость налогового патента на рынках выросла почти в 4 раза.

4. Действующие правила исчисления пенсии требуют усиления страхового принципа назначения пенсии.

За период 1997-2002 повышение страховых частей пенсий осуществлялось лишь единожды, 1 августа 2000 года, путем увеличения размера пенсии на 20% и установления «верхнего потолка» заработной платы для исчисления СП1 в размере 1500 сомов.

В 2003-2006 годах повышение страховых частей пенсий производилось путем дифференцированного процентного повышения. В 2007-2009 годах страховые части пенсии повышались по единому принципу в не зависимости от их размера, в связи с чем стал наблюдаться процесс стойкого увеличения размеров больших пенсий в ущерб низких.

В 2010-2011 годах в целях сокращения уровня бедности среди пенсионеров была предложена политика дифференцированного увеличения страховых частей пенсий в зависимости от размера получаемой пенсии.

Наряду с этим, повышения пенсий также проводились путем увеличения поправочных коэффициентов, применяемых при исчислении СП1.

В результате ведения такой непоследовательной пенсионной политики часто имело место нарушение основного принципа страхования: адекватности получаемых размеров пенсий сумме перечисленных страховых взносов.

5. Значительное количество получателей льготных пенсий.

Из общей численности пенсионеров по возрасту около 77,6 тыс. человек (или 14,3%) составляют пенсионеры, которым по законодательству предусмотрена льгота от 5 до 10 лет для досрочного назначения пенсии. Она включает 10 категорий граждан, проживающих и работающих в условиях высокогорья и труднодоступных зонах, многодетные матери и матери детей-инвалидов, граждане, занятые во вредных условиях производства, ликвидаторы и инвалиды ЧАЭС 1986-1987 годы. Все они имеют право на пенсию на общих основаниях за счет общих поступлений в пенсионный фонд (средств республиканского бюджета).

Установление льготных пенсий жителям, работающим в условиях высокогорья и отдаленных районах, является политикой государства, направленной на закрепление и экономическое развитие этих регионов. Сохранение прежнего льготного возраста выхода на пенсию жителей высокогорья связано с более низкой продолжительностью жизни и высокой смертностью в более раннем возрасте.

Установление же льготных пенсий многодетным матерям является одной из мер государственной политики по стимулированию рождаемости и увеличению численности населения республики.

Большую часть льготных пенсионеров 45,4 тыс. человек, или 64%, составляют многодетные женщины, родившие пять и более детей. Для них установлен пенсионный возраст 53 года при страховом стаже 15 лет, 50 лет при стаже 25 лет и 45 лет при стаже 15 лет в условиях высокогорья. Причем при общем увеличении пенсионного возраста на 3 года, гражданам, работающим и проживающим в условиях высокогорья требования по возрасту и стажу остались неизменными. Хотя по демографическим основаниям льгота раннего назначения пенсии в условиях высокогорья составляла 10 лет, а не 13 лет как действует в настоящее время. Названная категория льготных пенсионеров преимущественно представляет аграрный сектор экономики, который уплачивает страховые взносы не более 30 сом в месяц на 1 члена фермерского и крестьянского хозяйства.

6. Проблема охвата системой государственного пенсионного страхования трудовых мигрантов.

Одной из насущных проблем сегодняшней пенсионной системы Кыргызской Республики является высокий уровень трудовой миграции трудоспособного населения. По разным оценкам свыше 10% от общей численности населения Кыргызской Республики сейчас работает и проживает в других странах. И следовательно их доходы никак не регистрируются, они не делают взносов в систему государственного социального страхования на данный момент и не будут иметь возможности получать пенсию в будущем. Подавляющее большинство трудовых мигрантов из Кыргызской Республики пользуются не официальными каналами выезда и находятся в странах приема на нелегальном положении. Основные миграционные потоки из республики направлены на постсоветское пространство (СНГ). Большинство трудовых мигрантов, проработав определенный период в других странах, возвращаются на родину, не достигнув пенсионного возраста той страны, где они проработали. И страховые взносы, которые уплачивались ими во время пребывания в этих странах остаются в пенсионных фондах данных государств, а период деятельности в других странах не засчитывается в Кыргызской Республике в страховой стаж.

Основные цели и перспективы развития системы пенсионного обеспечения

Главными целями государственного пенсионного социального страхования являются поддержание уровня жизни пенсионеров и компенсация части утраченного ими заработка. В условиях рыночной экономики выбрана модель пенсионной системы, которая базируется на страховых принципах. При этом в процессе формирования размера пенсии участвуют как застрахованные лица, так работодатели и государство.

В качестве основной (доминирующей) системы будет сохраняться условно-накопительная система (УНС), доля которой будет преобладать в общем размере пенсии, и будет носить всеобщий и обязательный характер для всех граждан Кыргызской Республики. Накопительный же компонент, как обязательный, так и добровольный, будут играть роль дополнительной пенсии к основному размеру пенсии. Если же размер страховой пенсии не достигает установленного уровня, то таким пенсионерам будет выплачиваться базовая часть пенсии из государственного бюджета. При этом важно разграничить уровни пенсионной системы и четко разделить источники их финансирования.

Таким образом, будет достигнута многокомпонентность пенсионной системы, которая должна обеспечить как адекватное и достаточное пенсионное обеспечение, так и право выбора и повышения стимулов для участия граждан в ней.

Совершенствование системы государственного пенсионного страхования

Тарифная политика государственного социального страхования

Совершенствование тарифной политики системы государственного социального страхования в целях достижения ее адекватности по отношению к различным слоям экономически активного населения для возможности получения ими ощутимого размера пенсии в будущем должна строиться по принципу: обеспечения определенного минимума для граждан с небольшими доходами, и некоторого среднего уровня пенсионного обеспечения для граждан с более высокими доходами.

Решение данной проблемы возможно путем относительного выравнивания ставки тарифов страховых взносов для всех категорий застрахованных граждан-индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, либо предусмотреть для граждан, работающих в неформальном секторе механизмы по обеспечению минимальной государственной гарантией пенсионного обеспечения.

В этой связи на начальном этапе предлагается поэтапное повышение ставок тарифов страховых взносов для неформального сектора (сельские товаропроизводители (в том числе работники лесного хозяйства) и лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица), путем их начисления в процентах от средней заработной платы. Таким образом, дать возможность неформальному сектору самостоятельно заработать пенсию на определенном уровне, отменив при этом существующую практику перераспределения страховых пенсионных средств от организованного сектора к неорганизованному сектору.

В тоже время необходимо предусмотреть изменения в тарифной политике и для застрахованных лиц, занятых в организованном секторе (хозяйствующие субъекты). Для устранения возможных перекосов по размерам назначаемых пенсий в будущем необходимо установление верхнего предела облагаемого размера заработной платы при начислении страховых взносов. Так как государственная система не должна брать на себя обязательств по обеспечению чрезмерно высоким уровнем пенсий. В тоже время граждане с более высокими доходами, которых коснется предлагаемая норма получат возможность за счет высвобождаемого в результате дохода добровольно обеспечить себя дополнительной пенсией через участие в негосударственных пенсионных фондах. Либо рассмотреть возможность снижения ставки тарифов страховых взносов для организованного сектора, взимаемую с работодателя.

Однако, данные изменения по тарифам для организованного сектора могут быть реализованы только после решения проблемных вопросов в тарифной политике для неорганизованного сектора, вследствие очевидного выпадения доходов из системы социального страхования при реализации предлагаемых изменений в тарифной политике. Так как по приблизительным данным только за счет установления верхнего предела облагаемой заработной платы бюджет Социального фонда потеряет более 700 млн. сомов в год.

Повышение эффективности расходов республиканского бюджета на пенсионное обеспечение

В соответствии с действующим пенсионным законодательством Кыргызской Республики через органы Социального фонда Кыргызской Республики предусматривается выплата некоторых видов социальных гарантий и льгот со стороны государства для социальной поддержки малообеспеченных и уязвимых слоев населения. Финансирование по государственным гарантиям осуществляется ежегодно из республиканского бюджета через органы Социального фонда.

Сумма трансфертов из республиканского бюджета формируется из сумм потребностей по обязательствам государства, так называемых выплат не страхового характера.

В целях повышение эффективности данных видов выплат из республиканского бюджета предусматриваются следующие меры:

1) Переоценка роли базовой части пенсии и компенсационных выплат за электроэнергию в пенсионной системе.

Более половины трансфертов Социальному фонду из республиканского бюджета составляют средства на финансирование базовой части пенсии и компенсационных выплат, в связи с повышением тарифов на электроэнергию. Базовая часть пенсии, устанавливаемая в одинаковом для всех пенсионеров размере, составляет уже около 1500 сомов. Лицам, не имеющим необходимого для назначения пенсии по возрасту страхового стажа, базовая часть пенсии исчисляется пропорционально имеющемуся стажу. Таким образом, эта часть пенсии выплачивается практически всем пенсионерам, имеющим некоторый стаж работы. Компенсационные выплаты за электроэнергию из бюджета получает свыше 532 тыс. чел. или 95% пенсионеров, размеры пенсий которых ниже 4000 сомов в месяц.

В этой связи необходимо определить, какую роль в пенсионном обеспечении должна занимать базовая часть пенсии. Очевидно, что сегодняшний размер пенсии все еще достаточно мал и лишение его базовой части может вызвать социальное возмущение в среде пенсионеров. Но, проведение оптимизации государственных расходов необходимо.

Для пенсионеров, размер страховой части пенсии, которых уже сегодня превышает в 4 раза установленный прожиточный минимум, необходимо рассмотреть возможность прекращения выплаты базовой части пенсии. При новых назначениях, для пенсионеров, страховая часть пенсии которых превышает в 3 раза ПМП базовую часть пенсии не назначать. Кроме того, индексацию базовой части пенсии необходимо проводить только для тех пенсионеров размер пенсии, которых не превышает ПМП. Размер базовой части пенсии будет и далее поддерживаться на уровне 12% от средней заработной платы по республике за предыдущий год, и будет назначаться в полном размере в независимости от стажа. Таким образом, предлагаемые меры помогут переориентировать принцип назначения базовой части пенсии от стажа на цели сокращения бедности среди пенсионеров.

При этом необходимо четко аргументировать в обществе такую меру тем, что базовая часть пенсии не является обязательством по социальному страхованию, это социальная поддержка государства, выплачиваемая за счет налогов для поддержания необходимого жизненного уровня граждан в связи с утратой возможности зарабатывать деньги вследствие наступления старости.

Компенсационные выплаты за электроэнергию являются социальной поддержкой государства для пенсионеров размер пенсий которых не превышает 4000 сомов. Так как в будущем базовая пенсия будет выполнять данную функцию, то должно произойти слияние этих двух видов выплат в общий размер базовой пенсии.

Приняв такую меру, можно постепенно уйти от общих и обязательных выплат базовой части пенсии и прийти к более эффективным, адресным и социально поддерживающим выплатам. Более того, при таких условиях удастся не только повысить эффективность расходов республиканского бюджета на эти цели, но также и стабилизировать его расходы по сравнению с существующими условиями почти на 12 млрд. сомов до 2020 года с нарастающим итогом. И далее в перспективе эта тенденция будет только усиливаться.

2) Внесение изменений в законодательство, предусматривающих повышение возраста выхода на пенсию для отдельных льготных категорий получателей пенсий.

В условиях общего увеличения пенсионного возраста необходимо провести поэтапное увеличение и для граждан, проживающих в условиях высокогорья. А именно до 58 лет для мужчин и 53 лет для женщин, а также до 48 лет для многодетных матерей. Такие меры при условии введения поэтапного увеличения в 2015 году, помогут достичь значительного сокращения расходов на льготные пенсии, финансируемые из республиканского бюджета, с 71 млн. сомов в 2015 году до 725,4 млн. сомов в 2020 году, с нарастающим итогом экономия средств республиканского бюджета составит около 3 млрд. сомов.

3) Пересмотр условий назначения и выплаты надбавок к пенсиям.

Из республиканского бюджета осуществляется выплата надбавок к пенсиям граждан, имеющих особые заслуги перед Кыргызской Республикой. Для данной категории получателей в соответствии с постановлением Правительства КР «Положение о пенсиях за особые заслуги» надбавки к пенсиям устанавливаются в процентах, от 60% до 120%, к начисленному размеру пенсии. Назначение и выплата вышеуказанных надбавок к пенсиям осуществляется в соответствии с действующим Законом «О государственном пенсионном социальном страховании» из средств республиканского бюджета.

Для оптимизации расходов из республиканского бюджета по надбавкам к пенсиям необходимо пересмотреть принципы и критерии назначения пенсии за особые заслуги, дающие право на пенсию за особые заслуги и надбавок для вновь назначаемых пенсий. А также отменить имеющуюся в настоящее время практику (надбавки к пенсиям судей), когда размер надбавки к пенсии в несколько раз превышает размер заработанной пенсии. В этой связи необходимо установление ограничения на размер надбавки к пенсии, в соответствии с которой надбавка к пенсии не должна превышать размер самой пенсии.

Политика пенсионного страхования

Для дальнейшей оптимизации порядка исчисления пенсии государством должна поддерживаться политика обеспечения некоторого минимума для пенсионеров за счет средств республиканского бюджета. При этом, при ежегодных повышениях пенсий за счет средств социального страхования должен строго соблюдаться только страховой принцип начисления и индексации пенсий.

В целях совершенствования действующей пенсионной политики предусматривается:

1) Полная индексация пенсионных вкладов на личных страховых счетах граждан для защиты их от инфляции (коэффициент индексации = рост ИПЦ) до момента назначения пенсии. Для работающих пенсионеров индексация взносов производится не будет. Так как страховая часть его пенсии уже индексируется при ежегодной индексации пенсии.

2) Политика ежегодной индексации пенсии будет ориентирована на уровень инфляции и динамику средней заработной платы в экономике (коэффициент индексации = 50% роста ИПЦ + 50% роста СЗП). Индексация пенсии будет осуществляться раз в год, и ее страховая часть будет индексироваться в соответствии с предлагаемой формулой.

3) Введение минимального страхового стажа для получения права на пенсию (15 лет – женщины/мужчины). Предлагается введение минимального страхового стажа для получения права на пенсию не менее 15 лет (для мужчин и женщин), в случаях, когда стаж не дотягивает до указанного размера, гражданам будет предоставлено право восполнения недостающих до минимального стажа лет, путем разового перечисления им страховых взносов за указанные годы в соответствии с действующим законодательством. Граждане, чей страховой стаж не достигает утвержденного количества лет при достижении пенсионного возраста не воспользовавшиеся правом восполнения стажа направляются на получение пособия по возрасту из государственного бюджета. При этом сумма поступлений из республиканского бюджета на выплату базовой части пенсии ежегодно будет корректироваться на часть суммы страховых отчислений граждан, направленных на пособие по возрасту.

Если гражданин при достижении пенсионного возраста имеет стаж менее 15 лет, но при этом продолжает трудовую деятельность и не получает пособия по возрасту, то он имеет права обратится за назначением пенсии и в более позднем возрасте в случае выполнения им требований по минимальному страховому стажу

4) Поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет.

В целом возрастная структура населения Кыргызской Республики сейчас относительно благополучна: 61,1% составляют лица трудоспособного возраста (мужчины 16-62 года и женщины 16-57 лет) и 6,6%-лица старше трудоспособного возраста (мужчины 63 года и старше и женщины 58 лет и старше). Что говорит об относительно низкой нагрузке на пенсионное и социальное обеспечение, на здравоохранение. Однако по результатам составленного прогноза, в будущем ситуация изменится кардинальным образом. Так к 2050 году население трудоспособного возраста составит 57,3% и лица старше трудоспособного возраста-16,2%, то есть увеличится в 2,5 раза. Именно в этот период лица, рожденные в восьмидесятых годах (всплеск рождаемости), достигнут пенсионного возраста. По составленному Всемирным Банком прогнозу до 2050 года (по исходным данным на 2010 год) ожидаемая продолжительность жизни от рождения увеличивается у мужчин с 65,3 до 72,7, а у женщин соответственно с 73,5 до 78,0 лет.

Статистические данные свидетельствуют, что в среднем почти во всем мире женщины живут дольше мужчин. Некоторые высокоразвитые страны в этой связи уже давно сравняли пенсионный возраст и приняли единый пенсионный возраст для мужчин и женщин. В Кыргызской Республике средняя продолжительность жизни на пенсии у женщин составляет 21 год, тогда как у мужчин этот показатель равен 13,5 лет.

Однако, в высокоразвитых странах очень низкая рождаемость и женщины работают в таком же темпе, что и мужчины без перерывов в трудовой жизни, связанных с родами и уходом за ребенком. Падение рождаемости несет за собой еще больше угроз в будущем для социально-экономической жизни страны. Но игнорировать факт такого большого разрыва в продолжительности жизни у мужчин и женщин в существующих экономических условиях не совсем правильно, так как для пенсионной системы это достаточно ощутимая нагрузка.

В условиях Кыргызской Республики можно рассмотреть некий компромиссный вариант, без снижения стимулов для рождаемости поэтапно повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет, то есть сократить разрыв в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами с 5 до 3-х лет. При этом, возраст раннего выхода на пенсию для женщин также должен быть соответственно скорректирован.

Накопительный компонент пенсионной системы

Дальнейшее увеличение ставки тарифов в накопительный компонент пенсионной системы в среднесрочной перспективе не предусматривается в связи с недостаточностью развития инвестиционного и финансового рынков в Кыргызской Республике.

Более того, в рамках данной Концепции предусматривается возможность предоставления права выбора для граждан республики, когда каждый гражданин по заявлению сможет подтвердить свое желание продолжать участвовать в формировании накопительной части своей пенсии, либо отказаться от участия в накопительном компоненте в счет соответствующего увеличения страховой части отчислений в Пенсионный фонд.

При этом уже поступившие и инвестируемые средства накопительной части пенсии граждан, пожелавших отказаться от участия в накопительном компоненте, будут инвестироваться и далее, вплоть до момента достижения ими пенсионного возраста, и будут выплачиваться вместе со страховой пенсией.

Вследствие недостаточной развитости инвестиционного рынка в Кыргызской Республике для дальнейшей работы накопительного компонента пенсионной системы потребуется поддержка спроса на инвестиционные ресурсы пенсионного компонента со стороны государства, то есть размещение пенсионных активов под гарантии государства посредством выпуска государственных ценных бумаг, ипотечных и инфраструктурных муниципальных облигаций и т.д.

В дальнейшем при достаточном развитии рынка инвестиций в республике, а также соблюдения условий гарантированной сохранности и достаточной доходности пенсионных накоплений доля государственных инструментов в инвестиционном портфеле для размещения пенсионных активов должна существенно сократится.

Пенсионное обеспечение трудовых мигрантов

В настоящее время основным юридическим основанием пенсионного обеспечения трудовых мигрантов является Соглашение государств СНГ о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В соответствии с данным Соглашением расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения, несет государство, предоставляющее данное обеспечение, а взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» право на пенсию имеют застрахованные граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике, вносящие взносы на государственное пенсионное социальное страхование в соответствии с действующим законодательством.

Законодательством Кыргызской Республики предусмотрено восстановление страхового стажа для исчисления пенсии (с 1.01.1996 года), и возможность добровольного пенсионного страхования для наших граждан – трудовых мигрантов. В целях восстановления страхового стажа и накопления страховых взносов на личных страховых счетах за период с января 1996 года Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» предусмотрена уплата страховых взносов в любом размере, но не менее 8 процентов от размера среднемесячной заработной платы в месяц в Пенсионный фонд.

С 1 января 2012 года в Российской Федерации были приняты поправки в законодательстве в части установления тарифов страховых взносов, которым предусмотрено, что работодатель в обязательном порядке платит страховые взносы за временно прибывающих граждан на территории Российской Федерации.

Кыргызская Республика и Российская Федерация в настоящее время совместно разрабатывают проект Договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в области социального страхования.

Проектом Договора предусматривается перевод пособий гражданам Договорившихся Сторон по месту постоянного проживания по принципу «пропорциональности».

Принцип «пропорциональности» подразумевает, что для определения права на пенсию гражданам Договорившихся Сторон за периоды трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории государств, каждое государство исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему стажу, приобретенному на его территории, в соответствии с их законодательством.

Также в перспективе предусматривается разработка межгосударственных соглашений в области пенсионного обеспечения трудовых мигрантов и с другими странами (Южная Корея, Турция и т.д.).

Развитие инфраструктуры системы пенсионного страхования

Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры пенсионного страхования

Для соответствующего развития инфраструктуры системы пенсионного страхования, особенно его накопительного компонента необходимы значительные финансовые средства.

До настоящего времени все расходы, связанные с ведением персонифицированного учета, управлением и инвестированием накопительного компонента пенсионной системы финансировались за счет средств государственного социального страхования. Однако, расходы с ростом средств в накопительной части системы растут, и вместе с ними и все расходы связанные с их обслуживанием.

В этой связи, для повышения эффективности всей системы пенсионного страхования, совершенствования ее информационно-технического потенциала, а также предотвращения нецелевого использования средств государственного социального страхования необходимо пересмотреть и определить источники финансирования растущих расходов по обслуживанию накопительного компонента и системы персонифицированного учета граждан.

Система персонифицированного учета

Для целей обязательного государственного социального страхования с 1996 года был введен персонифицированный учет граждан. Социальный фонд создает единую информационную персонифицированную базу данных, где под каждым персональным индивидуальным номером (ПИН) открывается личный страховой счет, в котором накапливается информация о заработной плате, начисленных и уплаченных страховых взносах с 1996 года. Личный страховой счет используется при централизованном назначении и перерасчете пенсий, индексации пенсий.

В настоящее время население Кыргызской Республики охвачено персонифицированным учетом на 90%. 4,917 млн. человек идентифицированы на основе 14-ти значного ПИН, который не изменяется в течение всей жизни гражданина. Технология формирования ПИН обеспечивает уникальность номера. Составные части 14-ти значного ПИН позволяют с помощью простых алгоритмов сформировать абсолютно уникальный вычисляемый и неизменяемый персональный номер с вычислением контрольной цифры.

С 2004 года ПИН присваивается с момента рождения ребенка. Контингент поставленных на персонифицированный учет граждан разный - это трудоспособные граждане, дети дошкольного и школьного возраста, студенты, официально зарегистрированные безработные граждане, военнослужащие, пенсионеры и др.

Также, ПИН на сегодняшний день проставляется в документах государственного значения, таких как общегражданский паспорт, ID-кард, свидетельство о неполном образовании, аттестат.

ПИН стал ключевым номером для многих министерств и ведомств, и используется в создании внутриведомственных баз данных:

  • Государственная регистрационная служба при ПКР (ГРС КР) для идентификации граждан при изготовлении паспортов;
  • Фонд обязательного медицинского страхования при ПКР (ФОМС КР) для идентификации пациентов и определения статуса застрахованности при предоставлении льгот на медицинские услуги;
  • Государственная налоговая служба при ПКР (ГНС) при создании базы данных налогоплательщиков;
  • Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов КР (ЦИК КР) при создании базы данных избирателей;
  • Министерство иностранных дел КР при оформлении визы;
  • Министерство образования КР при выдаче аттестатов, свидетельств о неполном образовании;
  • Министерство социального развития КР при выдаче социальных пособий;
  • Министерство молодежи, труда и миграции КР при назначении пособий;

В дальнейшем, предполагается, что единая база данных персонифицированного учета в системе государственного социального страхования может стать основой по созданию единой общегосударственной базы данных Кыргызской Республики.

В целом существующая система персонифицированного учета Кыргызской Республики является лучшей моделью для условно-накопительных счетов, на основе которого можно усовершенствовать технологию учета накопительного элемента.

В этой связи, в настоящее время система персонифицированного учета нуждается в дополнительных, как информационных, так и технических ресурсах.

Актуарное обеспечение пенсионного страхования

Современные актуарные методы, применяемые для регулирования развития пенсионной системы на страховых принципах, позволяют четко и своевременно отслеживать весь комплекс социальных и экономических последствий (как в кратко, так и в долгосрочной перспективе) при любых изменениях каждого из регулирующих факторов развития страховой пенсионной системы.

Для пенсионной системы Кыргызской Республики такими регулирующими факторами в настоящее время являются (по значимости): демографические, рынок труда, макроэкономические, а также условия обязательного пенсионного страхования, установленные действующим пенсионным законодательством республики.

Если сформулировать актуарную задачу исходя из цели пенсионной реформы как необходимость скорейшего завершения формирования в нашей республике страховой пенсионной системы, то необходимо:

1) перейти на определение всех основных параметров пенсионной системы исключительно на основании актуарного инструментария (т.е. исходя из необходимости долгосрочной финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств) и обеспечения жизнеспособности данной пенсионной системы в конкретных социальных и экономических условиях нашей республики на долгосрочную перспективу (полный страховой период – 70–75 лет);

2) обосновать комплекс мероприятий, обеспечивающих корректировку сложившейся к настоящему моменту пенсионной системы, по тем параметрам, которые не соответствуют базовым страховым принципам;

Конечной целью актуарного моделирования является определение размера страхового тарифа и соответствующих обязательств для различных вариантов финансирования и сценариев экономического и демографического развития, что позволяет помочь исполнительной и законодательной власти в определении оптимальной финансовой стратегии с учетом положения системы, финансовых целей, демографической и экономической ситуации.

В этой связи развитие институтов актуарного анализа становится объективной необходимостью для нашей республики, особенно в условиях введения накопительного компонента и развития рынка негосударственных пенсионных услуг в Кыргызской Республике.

Повышение надежности негосударственного пенсионного страхования

Общие требования к участникам рынка негосударственного пенсионного страхования

В целях создания максимально привлекательных для частных вкладчиков условий работы с НПФ, повышения надежности их деятельности со стороны государства должны быть предприняты меры в отношении стимулирования развития негосударственных пенсионных фондов.

Для снижения рисков, связанных с постоянным изменением конъюнктуры финансового рынка, высокого уровня инфляции и низкого экономического роста в республике, падение стоимости инвестиций на индивидуальном счете при неблагоприятных рыночных условиях, необходимо создание резервных фондов во всех НПФ, в том числе и в ГНПФ.

В качестве стимулирующих мер для развития негосударственных пенсионных институтов необходимо принятие следующих шагов:

  • принятие законодательных и нормативных актов, обеспечивающих защиту пенсионных накоплений и регулирующих отношения между участниками негосударственных пенсионных систем;
  • создание предпосылок для привлечения работодателей (которые могут выступать в качестве вкладчиков) к участию в негосударственных пенсионных системах за счет льготного налогообложения;
  • разработка НПА, регламентирующих деятельность корпоративных и профессиональных пенсионных фондов для работников крупных предприятий или объединений по профессиональному или отраслевому признаку, в том числе предусмотреть льготное налогообложение для таких предприятий;
  • обеспечение надежных гарантий вкладчикам в системе негосударственного пенсионного страхования, путем установления специальных требований для НПФ по нормативам минимальной доходности, платежеспособности и покрытия убытков.

Государственный контроль на первоначальном этапе развития рынка негосударственных пенсионных услуг в Кыргызской Республике предусматривается осуществлять следующим образом:

  • проведение функционального анализа системы регулирования, надзора и контроля в сфере инвестирования пенсионных накоплений с тем, чтобы выявить пробелы в регулировании и потребности в координации, и на этой основе обеспечить оптимизацию распределения функций между органами регулирования и надзора;
  • сосредоточение, насколько это возможно, ключевых функций надзора и регулирования в одном органе;
  • создание коллегиального органа с целью координации деятельности существующих органов регулирования и надзора в сфере инвестирования пенсионных накоплений;
  • закрепление в законах и иных нормативных правовых актах требований к актуарным предположениям и моделям, применяемым при актуарном оценивании деятельности фондов;
  • установление единых правил бухгалтерского учета в накопительных пенсионных фондах, с введением различных принципов учета кратко- и долгосрочных финансовых вложений фондов;
  • в перспективе – оптимизацию управления ликвидностью в рамках перехода к пруденциальным принципам.

Система лицензирования

Лицензирование является одним из самых важных элементов государственного регулирования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, и включает в себя:

  • лицензирование деятельности фондов;
  • организацию единообразного бухгалтерского учета;
  • регулярное представление фондами отчетности о деятельности (ежеквартально – бухгалтерской и специальной; ежемесячно – оперативной);
  • проведение проверок деятельности фондов комиссиями контролирующего органа.

При организации такого контроля Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызской Республики совместно с Социальным фондом Кыргызской Республики должна сформировать и заложить основы государственного контроля за деятельностью НПФ. Одновременно, должна быть заложена основа нормативно-правового регулирования негосударственного пенсионного обеспечения.

Включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования потребует внесения соответствующих поправок в действующее законодательство. В соответствии с ними функции уполномоченного государственного органа, осуществляющего лицензирование и финансовый контроль должны быть возложены на Государственную службу регулирования и надзора за финансовым рынком, однако из-за специфического характера пенсионных накоплений в сам процесс регулирования и контроля также должен быть вовлечен и Социальный фонд Кыргызской Республики.

В рамках этой идеи функции правового регулирования, а также разработка проектов государственных законов и актов Президента и Правительства Кыргызской Республики по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования будут поделены между Социальным фондом Кыргызской Республики и Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызской Республики, а контрольные функции и функции лицензирующего органа закреплены за Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком.

В результате такого взаимодействия государственных органов укрепится единый центр, обеспечивающий целенаправленное проведение пенсионной реформы.

Риск-менеджмент в негосударственном пенсионном страховании, пруденциальные требования.

Для соответствия пруденциальным требованиям руководящий орган пенсионного фонда должен иметь:

  • стратегию и работоспособные системы риск-менеджмента;
  • четкое понимание важных внешних и внутренних рисков, с которыми сталкивается НПФ, определять границы приемлемости риска, обеспечивать наличие систем их измерения и контроля;
  • детально проработанный процесс, в соответствии с которым осуществляется инвестиционная деятельность, включая учреждение надлежащих внутренних проверок и процедур, направленных на эффективную реализацию и контроль процесса управления инвестициями;
  • систему внутренней отчетности и аудита.

Руководящий орган НПФ должен определять границы приемлемости риска, обеспечивать наличие систем их измерения и контроля. Адекватный процесс управления риском в пенсионном фонде требует не только измерения и контроля портфельных рисков, но и последовательного и интегрированного управления активами и обязательствами. Члены органа управления пенсионным фондом должны соответствовать ряду репутационных и квалификационных требований.

Пенсионные фонды, которые напрямую подвержены финансовым и демографическим рискам, должны обладать минимальным уровнем свободного несвязанного капитала или иным образом иметь доступ к соответствующим финансовым ресурсам. Величина капитала зависит от рисков, которые он должен покрывать. В целях обеспечения гарантийной функции минимального капитала на законодательном уровне будет закреплено требование резервирования соответствующих активов либо требования к капиталу могут выполняться за счет приобретения страховки, обеспечивающей аналогичный уровень защиты участникам и бенефициарам плана.

Повышение пенсионной грамотности населения

Важно повысить ответственность самих участников системы пенсионного страхования за счет проведения широкомасштабной информационной работы по повышению осведомленности граждан по вопросам пенсионного страхования.

Необходимо масштабно повышать информированность общества о ходе предпринимаемых мер по изменению пенсионной системы и их результатах через проведение политики открытости и прозрачности всех этапов формирования и распределения финансовых средств пенсионной системы. Таким образом, гражданин от вечно пытающегося уклониться от непонятных ему по своей природе выплат может превратиться в собственника своих пенсионных накоплений, заинтересованного в их формировании и приумножении.

Необходимо убеждать население, и в первую очередь самозанятых граждан, в преимуществах полноценного участия в пенсионной системе, а не уклонения от него, как это происходит в настоящее время. Предусматриваются проведение широкомасштабных публичных дискуссий и слушаний по вопросам пенсионного страхования в средствах СМИ, публикации отчетных материалов по доходам накопительной части пенсии.

Также, необходимо разработать стимулирующие меры для владельцев рынков, торговых площадей, точек общепита и бытового обслуживания для обеспечения более широкого охвата самозанятых граждан.

Важной задачей при работе накопительной составляющей системы является повышение финансовой грамотности населения. Следует особо подчеркнуть, что речь здесь не может идти о разовых акциях. Потребуется информационно-пропагандистская кампания с гарантированным финансированием.

Все этапы модернизации и оптимизации действующей структуры пенсионной системы должны широко освещаться и обсуждаться в обществе и в СМИ для достижения прозрачности и последовательности проводимой политики. Хорошая информированность и участие граждан в происходящих преобразованиях - одно из непременных условий успешности модернизации пенсионной системы.

В этой связи предусматриваются мероприятия, в том числе перманентные, по повышению информированности и образованности населения в вопросах пенсионного социального страхования.

Заключение. Целевые ориентиры пенсионной системы Кыргызской Республики.

В качестве целевых ориентиров развития системы пенсионного страхования в Кыргызской Республике предусматривается следующее:

  1. усиление страховых принципов в пенсионном обеспечении, установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных ими в Пенсионный фонд;
  2. повышение реального размера пенсий, путем разработки оптимального механизма индексации пенсий, с учетом темпов роста цен и средней заработной платы в экономике;
  3. обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы путем повышения реального уровня пенсионного обеспечения за счет реформирования пенсионного обеспечения для сельских товаропроизводителей и самозанятых граждан, а также оптимизации системы льготного пенсионного обеспечения и государственных социальных гарантий;
  4. обеспечение прозрачности пенсионной системы путем определения правового статуса основных участников пенсионной системы, а также ограничение монополизма государственного ПФ в пенсионной сфере. Развитие конкуренции на рынке обязательных пенсионных накоплений.
  5. обеспечение независимости пенсионной системы от влияния политических факторов посредством четкого разграничения функций государства в пенсионной системе.

В качестве целевых ориентиров развития обязательного и добровольного накопительного компонентов пенсионной системы предлагаются следующие:

  • для застрахованных лиц, с невысоким и средним уровнем заработка — создание необходимых условий для получения выплат за счет обязательных пенсионных накоплений и добровольных в совокупности с пенсией по возрасту на уровне 45-50% утраченного заработка в реальном выражении за 30 лет уплаты страховых взносов и взносов на формирование пенсионных накоплений;
  • для застрахованных лиц, с высоким уровнем заработка - создание необходимых условий для получения выплат за счет добровольных пенсионных накоплений на уровне 10-15% утраченного сверх указанного предела заработка в реальном выражении за 30 лет уплаты взносов на формирование пенсионных накоплений;
  • для самозанятых лиц - создание необходимых условий для получения выплат за счет пенсионных взносов на уровне прожиточного минимума пенсионера за 30 лет уплаты взносов на формирование пенсионных накоплений;
  • стимулирование к формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах 30% участников обязательного накопительного компонента не позднее 2020 года.