Информация о проводимой работе по исполнению детализированного плана мероприятий по демонтажу коррупционных схем в системе Социального фонда Кыргызской Республики, по состоянию на 1 декабря 2021 года

Информация

о проводимой работе по исполнению мероприятий по демонтажу коррупционных схем в системе Социального фонда Кыргызской Республики по состоянию на 1 декабря 2021 года

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2) по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

3) по минимизации, ликвидации последствий коррупционных правонарушений;

4) по оказанию содействия в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений.

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215УП, 18 декабря 2014 года Советом безопасности Кыргызской Республики одобрен детализированный план мероприятий по демонтажу возможных коррупционных схем в системе Социального фонда Кыргызской Республики из 51 пункта, где определены 7 коррупционных зон риска и 63 мероприятия.

Социальным фондом совместно с Советом безопасности Кыргызской Республики и иными органами, ответственными за исполнение Детализированного плана, основные мероприятия по демонтажу коррупционных схем выполнены. В результате устранены выявленные причины коррупции, минимизированы и ликвидированы последствия коррупционных правонарушений в системе Социального фонда. Деятельность по противодействию коррупции сконцентрирована на практической реализации антикоррупционных механизмов, обеспечения результативности и эффективности мер по противодействию и профилактике коррупции.

В целях исполнения протокольных поручений Рабочей группы Совета безопасности Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики от 15 марта 2018 года № 18-3 РГ проводилась совместная работа с экспертами Совета безопасности Кыргызской Республики по актуализации незавершенных мероприятий плана по демонтажу коррупционных схем в системе Социального фонда Кыргызской Республики.

В настоящее время под эгидой Антикоррупционного делового Совета при Президенте КР ведется работа по совершенствованию основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции и обеспечение эффективного диалога между органами государственной власти и гражданским обществом по вопросам противодействия коррупции, а также созданию благоприятных условий для развития бизнеса, улучшение инвестиционного климата и механизмов защиты и поддержки деятельности субъектов предпринимательства.

Информация Социального фонда о проведенной работе в рамках мероприятий по противодействию коррупции:

Автоматизация бизнес-процессов системы государственного социального страхования 

В целях предупреждения и недопущения коррупционных проявлений при назначении, выплате пенсии, контроле за выплатой пенсии, администрировании страховых взносов (учет поступлений, персонифицированный учет, распределение по страховым фондам), управлении пенсионными активами весь цикл бизнес-процессов Социального фонда автоматизирован, создана единая защищенная информационная сеть Социального фонда по всей республике.

Взаимодействие с другими государственными и иными органами по вопросам государственного социального страхования осуществляется в Системе межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк», к которому Социальный фонд был подключен одним из первых. В результате обмен данными, необходимыми для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг гражданам и организациям, осуществляется в электронном формате в автоматическом режиме. Для этого Социальным фондом разработаны и внедрены все необходимые веб-сервисы, в том числе:

По загрузке и отмене страховых полисов

По внесению данных по плательщикам страховых взносов

По взносу и проверке платежей

Бюджет социального фонда КР

Информация о количестве застрахованных лиц

Информация о статистике по пенсионерам

Информация о плательщике страховых взносов

Информация о статусе застрахованности по фонду ОМС

Информация о периодах работы застрахованного лица

Информация о начислениях страховых взносов застрахованного лица

Информация о статусе пенсионера

Информация о получателе пенсии.

Обеспечена работа следующих электронных услуг Социального фонда в СМЭВ «Түндүк»:

Информация о состоянии задолженности по страховым взносам

Информация о получателе пенсии

Информация о застрахованности по Фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Информация о плательщике страховых взносов

Информация о периодах работы застрахованного лица.

 

В настоящее время через сервисы «Личный кабинет пенсионера» и «Электронный кабинет застрахованного лица» (ЭКЗЛ) предоставляет возможность гражданам направлять 7 видов заявлений (по выплатам из ГНПФ, на смену канала и места выплаты, на выписку из личного страхового счета, на назначение пенсии, по размеру пенсии, по расчетам пенсии и др. обращения) и получать по ним решения и ответы в электронном формате через Интернет. В АИС «ЭКЗЛ» зарегистрирован 171 409 граждан, которые направили более 24 272 электронных заявлений, обращений и запросов. Посредством АИС «ЭКЗЛ» было рассмотрено 428 заявлений на назначение пенсии, из них 309 заявлений уже рассмотрено и принято решение о назначении пенсий. Таким образом, подача заявлений, назначение пенсий осуществляется удаленно без посещения Социального фонда.

Внедрена информационная система «Система электронного документооборота» (СЭО СФ), которая функционирует в полноценном режиме и обеспечивает документооборот в электронном виде между Социальным фондом и его региональными органами, и иными органами государственного управления.

Электронные услуги

В целях противодействия коррупции и исключения возможных коррупционных рисков в системе Социального фонда, улучшения качества предоставления государственных услуг в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения разработаны и внедрены электронные услуги.

Сведения из личного страхового счета (о производимых отчислениях в Социальный фонд, о предварительной примерной сумме пенсии и накоплений, о страховом стаже, реквизиты работодателей) могут быть запрошены и направлены в любое время на личный электронный адрес застрахованного лица.

На сайте Социального фонда размещен виртуальный калькулятор пенсии для предварительного и примерного расчета размера будущей пенсии.

Совместно с налоговыми органами внедрена электронная расчетная ведомость (отчетность по средствам государственного социального страхования).

Прием платежей по государственному социальному страхованию через банки и платежные терминалы осуществляется на основе биллинговой системы Социального фонда.

Для участия в депозитных аукционах имеется возможность онлайн регистрации.

Жалобы и обращения можно также подать на сайте Соцфонда и оперативно получить итоги их рассмотрений.

Для получения медицинских услуг через систему сооплаты получить сведения о статусе застрахованности в Фонде обязательного медицинского страхования также можно онлайн.

Сервис «Call-центр» с коротким номером 1202 также работает и в системе онлайн.

Увеличение численности получателей пенсий и пособий через банковские и иные кредитные учреждения.

Социальным фондом постоянно проводятся работы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов. Значительно увеличена доля безналичных перечислений через коммерческие банки. На регулярной основе проводятся работы по информированию на местах населения о преимуществах использования национальной платежной системы для выплат пенсий (удобство, мобильность, прозрачность, сохранность, начисление банковских процентов на остатки средств на расчетных счетах).

Выплата пенсий, пособий и иных выплат производится через транзитный счет на индивидуальные счета пенсионеров в коммерческих банках, заключены Договора по выплате пенсий и иных выплат с 18 коммерческими банками.

Так, на 01.01.2016 года количество получателей пенсии через банки составляло 232,1 тыс. человек, или 38% от общего количества получателей.

На 01.11.2021 года количество получателей пенсии через банки составляет 482,8 тыс. человек или 68% от общего количества получателей.

 

Снижение себестоимости доставки пенсии до получателей

В целях снижения расходов Пенсионного фонда на доставку пенсии проводится активная работа по переводу получателей пенсий и пособий на банковское обслуживание, стоимость которого значительно ниже доставки пенсий и пособий почтовой связью.

В настоящее время в результате достигнутой договоренности с ГП «Кыргызпочтасы» в Аппарат Кабинета министров Кыргызской Республики направлен проект постановления, предусматривающий снижение норм расходов на доставку пенсий через почтовые отделения связи с 01.01.22г. – до 1,2%, с 01.01.23г. – до 1,1%, с 01.01.24г. – до 0,95% и с 01.01.25г. - до 0,8%.

 

Упрощение процедуры назначения пенсии

Принят ряд мер по упрощению назначения пенсии.  Обеспечена автоматизация назначения и перерасчета пенсий путем внедрения программного обеспечения с учетом охвата всех регионов республики.  Изменен порядок назначения пенсий и для граждан облегчена процедура подготовки необходимых документов для назначения пенсии:

1. Заявители предоставляют минимум документов (паспорт, трудовая книжка, сведения о заработной плате).

 2.  Прекращено истребование годовых сообщений с 1996 года при наличии их в базе данных персонифицированного учета граждан.

3. В целях упрощения порядка назначения пенсии в случае, если не заявители не имеют возможности предоставить справку о заработной плате с архивного агентства или организации, то по согласию заявителя первая страховая часть пенсии может быть исчислена от установленного минимального размера заработной платы в процентах в зависимости от страхового стажа.

4. Заявителю предоставлена возможности обращаться за назначением пенсии за 6 месяцев до возникновения право на пенсию, таким образом имеется больше времени и возможностей для подтверждения и учета необходимых для назначения пенсии сведений.

5. Обязанность по сбору необходимых документов для назначения пенсии возложена на Социальный фонд.

6. В целях информирования заявителя о назначенной пенсии выдается на руки пенсионеру копия протокола о назначении пенсии с соответствующими расчетами, с указанием сведений о стаже и заработке, учитываемые при исчислении размера пенсии.

7. Предоставлена возможность получать информацию о назначенной пенсии через сервис «Личный кабинет».

В целях исключения бумажных запросов при предоставлении государственных услуг в СМЭВ «Түндүк» заключены межведомственные соглашения с государственными органами, держателями информации персонального характера и иной информации, необходимой для назначения пенсий и пособий по государственному социальному страхованию.

Основной целью межведомственных соглашений является сотрудничество и повышение эффективности работы Сторон по расширению доступа при получении необходимых документов для оформления пенсии Социальным фондом путем оформления запроса, без участия заявителя, т.е. исключается бремя заявителей при сборе документов для назначения пенсии. Утверждением единых форм документов, у лиц, выдающие документы для назначения и перерасчета пенсии, будет повышена ответственность за их правильность и достоверность, тем самым будут минимизированы коррупционные элементы в части фальсификации и подделок документов.

Обеспечение прозрачности деятельности Социального фонда

Официальный интернет-сайт Социального фонда Кыргызской Республики www.socfond.kg работает в удобном для населения формате. Через данный сайт есть возможность задать вопросы и получить ответы по возникающим вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в онлайн-режиме. Для самостоятельного ознакомления граждан на сайте размещены нормативные правовые акты, информации по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, указаны график работы, график приема граждан, номера телефонов-доверия 0(312) 54-33-16, 57-66-61, Call-центра 1202, адрес электронной почты help@sf.kg.

Повышение пенсионной грамотности граждан и квалификации сотрудников

В целях противодействия коррупции путем повышения пенсионной грамотности населения и проведения разъяснительной работы в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения проводятся информационно-разъяснительные лекции, тренинги, технические учебы.

За 11 месяцев 2021 года было выпущено 3 номера журнала «Пенсия», на страницах которого были опубликованы материалы о социальном и пенсионном обеспечении, проведенные реформы Социального фонда и вкладыш специального выпуска
«О пенсионном обеспечении трудящихся членов–государств ЕАЭС», направленные на повышение пенсионной грамотности населения.

За 11 месяцев 2021 года прочитаны лекции на тему «Повышение пенсионной грамотности», также были розданы тематические буклеты, раздаточные материалы, где в основном отражаются права граждан на пенсионное обеспечение, трудовым коллективам ГНС, ГКС, ГРС, Госфиннадзор, МЧС, ГП «Инфоком», ГАМСУМО, ГА антимонопольного регулирования ТЭК при ПКР, Министерство иностранных дел КР,  Государственное агентство регулированию топливно-энергетического комплекса при ПКР, Счетная палата КР, ФУГИ при ПКР, Госэкотехинспекция при ПКР, ФГМР при МЧС КР, Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР, Министерство труда и социального развития КР, ФОМС,  Художественный колледж НАХ КР им. Т. Сыдыкова (1047 сотрудников).